Множество объектов вблизи Минского моря заброшено и забыто

Здесь не ступала нога хозяина

Рукотворное Минское море — главный ландшафтный и рекреационный водоем вблизи нашей двухмиллионной столицы. Разумеется, в сочетании с водохранилищами Дрозды, Криница, Ждановичи. Спасибо строителям, нашим предшественникам! Но современники, увы, до сих пор не могут должным образом распорядиться наследством. Плачевное состояние рекреационных объектов на берегах этих водоемов газета не раз показывала. Некоторые из них благодаря нашему вниманию были приведены в порядок. Сильный импульс местным властям и юридическим лицам придало посещение берегов Заславского водохранилища Президентом. Не будем повторяться. Попробуем лишь чуть–чуть удалиться от берегов. Там–то что происходит?


Этот заброшенный детский лагерь принадлежит ООО «Интеринстрой»...

Выясняем это с Мариной Фроловой, начальником управления Комитета госконтроля Минской области, который в декабре выборочно обследовал бывшие детские оздоровительные учреждения, спортивные и туристические объекты вблизи Заславского водохранилища и Вилейско–Минской водной системы...

Первый объект виден с магистрали Минск — Молодечно. Въезд на территорию — в сотне метров от дороги. Сетчатое ограждение, ворота на замке. Чтобы видеть жалкие строения бывшего детского лагеря «Коммунарки», внутрь входить не обязательно. Вскоре с той стороны ограды появляются две собаки, а потом и сторож, представившийся Валерой. Спрашиваем, давно ли тут работает? «Больше пяти лет». — «Когда в последний раз здесь отдыхали дети?» — «При мне такого не было».


...а этот — «Коммунарке»

Бывший лагерь хотя бы охраняется, его имущество не расхищают. Проезжаем чуть дальше, и взору открывается еще более удручающая картина. Два гипсовых пионера на постаментах украшают собой аллею, ведущую к тому, что когда–то было детским лагерем. Теперь, как извещает самодельный «запрещающий» знак, это частная территория. «Не входить!»

«Войти» нам никто не мешает: ни ограды, ни ворот, ни охраны. «Вывеска некорректная, — объясняет Марина Фролова. — Участок предоставлен предприятию «Интерфинстрой» в пользование и частным считаться не может». Участок немаленький: 17 строений на площади около 7 гектаров в гуще леса! В столь жалком виде объект пребывает с 2010 года. Все это происходит вблизи Зеленого, лесистые окрестности которого десятилетиями были для минчан желанным местом летнего отдыха.


Еще пару километров по дороге, и вблизи Заславля находим в лесу третий объект. От первых двух его отличает наличие капитальных, кирпичных сооружений. Они имеют столь же бледный облик: разбитые окна, провалившиеся крыши... Возможно, развалины служат хорошим антуражем для занятий пейнтболом, на чем объект специализируется в последние годы. Но здесь явно что–то происходит: снуют рабочие в спецовках, слышен звук работающих инструментов.

Ищем старшего. Представитель компании–владельца Олег Тарасюк заверяет, что здания приводятся в порядок, что уже в конце мая на месте старых деревянных хибарок будут построены четыре гостевых домика... Но если, по его же словам, здесь замышлялся оздоровительный комплекс, то что мешало создать его за 6 лет, в течение которых компания владеет участком? Оправдания звучат малоубедительно.


Пустующие много лет руины только для пейнтбола и годятся 

Выяснилось якобы, что на объекте нет воды и канализации. Скважину, дескать, можем пробурить, но сливать стоки в водоохранной зоне, вблизи Минского моря, нам никто не позволит. Пришлось, дескать, проект переделать. Трудно поверить, что особенности купленного объекта оказались для компании–владельца полной неожиданностью.

Марина Фролова тоже не склонна принимать объяснения: «Владелец зашевелился лишь после того, как мы стали проверять».


Марина Фролова: «Рядом с этой лачугой – 1,28 га заросшего «приусадебного» участка»

Последнее место, которое мы посещаем, даже объектом не назовешь. Это участок площадью 1,28 гектара, последним владельцем которого (собственники менялись) является ООО «Термохранение». Красивейшее место! Перед глазами — вся гладь Минского моря. Это деревня Лапоровичи, вторая береговая линия. На первой — респектабельные коттеджи, а здесь — убогая деревянная лачуга, заваленная хламом, и поросший бурьяном участок. Почему годами пустует?

Возможное объяснение находим в словах дачницы, обрабатывающей рядом грядки. Участок небольшой, дачка скромная, на постройку дома денег нет. Хозяйка признается, что не прочь продать владение за 220 тысяч у.е. Надо полагать, что конъюнктуру знает. Следовательно, за пустующий участок, если продать его долями, можно выручить пару миллионов...


Природная красота обязывает: человек не должен уродовать ее запустением и рукотворными развалинами

Марина Фролова рассуждает: «Почему бы их не получить государству, выставив участки на аукцион! Но прежде, разумеется, землю надо изъять через суд, выплатив владельцу положенную компенсацию. Деньги на это — от тех же аукционов — у местных властей есть».

Резюме неутешительное. Поручение Президента, предполагавшее, в частности, изъятие земельных участков, длительное время не используемых по целевому назначению, не выполняется. 14 объектов из 16, попавших в поле зрения госконтроля, по 5 — 6 лет не используются и пребывают в запущенном состоянии. Увиденная нами картина вполне типична для объектов, владельцами которых являются ООО «Белтяжмаш», «ФлоренаКосметик»... — перечень долгий.

Задача госконтроля — выявить непорядок и наказать виновных. В прошлом году к бездействующим балансодержателям были применены меры экономического воздействия — в виде пятикратной ставки налога на недвижимость. Это принесло бюджету 1,9 млрд рублей.

Прямо скажем, что нам, желающим видеть ландшафтную жемчужину во всем ее великолепии, от этого радости мало. Госконтроль констатирует, что «конкретные меры по комплексному развитию территорий не приняты». Этот упрек касается уже не столько названных (и неназванных) юридических лиц, сколько местных властей, районных и областных. Так не пора ли власть употребить?

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 84 (24966). Четверг, 5 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter