Вячеслав Волич рассказал о тяге к Беларуси

Здесь моя работа, здесь мои друзья

Дирижер рассказал, что даже финансовый вопрос не заставит его уехать навсегда
Вячеслава Волича сложно застать в Минске. Отработав здесь несколько спектаклей в Большом театре, он всегда торопится на поезд или самолет. Его постоянно ждут то в России, то в Азербайджане, в Китае, Турции, на Кипре. В Московском академическом музыкальном театре имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко белорусский дирижер служит уже четвертый сезон. Накануне отъезда туда мы и встретились с Вячеславом Ивановичем.


Вячеслав Иванович Волич

— Один достаточно известный белорусский театральный артист, который часто выступает за рубежом, честно признается, что делает это, чтобы прокормить свою семью, а вас что тянет в Москву? 

— В первую очередь — творческий интерес. Москва — театральная Мекка, уровень и количество ежедневно происходящих театральных событий потрясают! Счастлив быть участником некоторых из них. МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко — один из самых сильных в России по уровню и составу труппы. Достаточно сказать, что постановку оперы С. Прокофьева «Война и мир» театр осуществил силами собственной труппы, а это более тридцати солистов в каждом составе. Главный дирижер театра Феликс Коробов пригласил меня стать его помощником в этой работе, с того момента и началось наше сотрудничество.

Станиславский и Немирович-Данченко, создавая театр, ставили его целью рождение певца-актера. Эту задачу культивирует и нынешний худрук коллектива Александр Титель. Молодые певцы, попадая в театр, получают прекрасную школу актерского мастерства, помогающую им создавать яркие образы своих сценических героев. Титель, как настоящий садовник, уже около двадцати лет растит свой «сад» и достиг больших успехов. После грандиозной «Войны и мира» театр вошел во вкус больших спектаклей, в репертуаре появились «Аида», поставленная прославленным Питером Штайном, и «Хованщина».

— «Аидой» вы дирижируете и в Минске. Получается, что наши артисты, выступая за границей, не очень-то и растут, ведь исполняют те же партии, что и в нашем театре. Такая же ситуация и с дирижерами. 

— Я не совсем с вами согласен. Когда певец попадает в такие театры, как «Метрополитен-опера», «Ла Скала», Венская, Баварская оперы, Большой театр России, — это уже событие. Исполнить там любую роль — огромное достижение и строка в биографии. Это как стать  призером Олимпийских игр. Если ты попадаешь туда регулярно — признак высочайшего класса, мы должны этим гордиться. Оксана Волкова, Эдуард Мартынюк, Анастасия Москвина, Илья Сильчуков и другие с успехом  исполняют партии в спектаклях, которых нет на минской сцене. Считаю, что нынешнему поколению певцов очень повезло: перед ними открыт весь мир, двадцать-тридцать лет назад об этом можно было только мечтать.

Что касается меня лично, главными считаю постановки, осуществленные в родном театре. Из последних работ — «Аида», «Набукко» и «Витовт». Очень благодарен театру за возможность поставить эти спектакли вместе с талантливыми коллегами-режиссерами, хореографами, художниками. С особой теплотой вспоминаю плодотворную работу с композитором Вячеславом Кузнецовым над балетом «Витовт», из зарубежных работ — постановку «Царской невесты» Римского-Корсакова в Казани, вечер балетов Стравинского «Жар-птица» и «Весна священная» в Московском театре Новой Оперы.

В ближайшее время театр готовит российскую премьеру известнейшего композитора ХХ века Нино Рота «Волшебная лампа Аладдина». Весь мир знает его по работе в кинематографе — это большинство фильмов Феллини и знаменитый «Крестный отец» Френсиса Копполы. Кроме музыки в кино, композитор оставил нам обширное классическое наследие. Ставит спектакль режиссер Людмила Налетова, долгое время искавшая в репертуаре европейских театров новое интересное сочинение. Вообще, это почерк театра Станиславского — ставить очень редко звучащие и вновь написанные партитуры. Работа над новым спектаклем идет уже около двух лет, из оригинального трехактного мы сочинили более компактный двухактный, потом был этап создания русского перевода, сейчас заключительный этап. Приглашаю всех на премьеру 2—4 октября!

— С белорусскими артистами понятно: сегодня они имеют возможность выступать в театрах с самыми громкими названиями, а для нашего дирижера получается, что Москва — это предел мечтаний. Насколько я знаю, с солидными европейскими коллективами приходилось работать только Анисимову?

— У Александра Михайловича действительно хорошая мировая история, он дирижировал европейскими, американскими, российскими, японскими оркестрами. Анисимов — самый титулованный белорусский маэстро. Я очень обязан и благодарен ему, именно он пригласил меня в театр, на протяжении четырех лет я был его правой рукой, закончил магистратуру под его руководством, многому научился. Не каждому посчастливилось работать рядом с таким Мастером.

Как каждый солдат мечтает стать генералом, так и каждый артист должен ставить перед собой самые высокие цели и идти к их достижению. Надо постоянно работать над собой. Как учили нас педагоги, нужно выходить на спектакль как в первый и последний раз: как будто у тебя до сих пор ничего не было и больше уже ничего не будет. Только с таким отношением и рождаются серьезные вещи. Даже если у тебя напряженный график, плохое настроение и самочувствие, подход к пульту должен быть как священное действие — все остальное должно оставаться за кулисами. Во всяком случае, я всегда стараюсь следовать этому принципу и этому же учил своих студентов. Так вот о студентах. Я выпустил одного молодого дирижера, о котором, надеюсь, скоро заговорят не только в Беларуси, но и за ее пределами. Владимир Оводок — талантливый музыкант, который вырос и получил образование в Минске. Это важный момент, так как больших высот обычно добиваются люди с европейской школой. Два года назад он стал участником международных мастер-классов в Москве у маэстро Юрия Симонова. А в прошлом году его пригласили туда уже без всякого отбора. Мы с супругой присутствовали на одном из  Володиных концертов в Московской филармонии, это было очень достойно. В этом году Володя подал заявку на участие в мастер-классе великого Риккардо Мути и прошел в числе десяти молодых дирижеров со всего мира. Заявок было более двухсот. Из десяти маэстро выбрал четырех помощников, которые были рядом с ним в течение двух недель и активно участвовали в постановке оперы «Фальстаф» Верди под руководством маэстро. Володя попадает в число этих четверых счастливчиков! Четверо со всего мира! Я очень горжусь своим учеником и желаю ему не останавливаться на достигнутом. Но это повод для гордости и для  Академии музыки, и для всей белорусской системы образования, значит, мы правильно работаем и способны воспитать молодых музыкантов, интересных всему мировому культурному сообществу. Оводок — это пример того, как многое могут белорусские дирижеры, и надеюсь, что это еще не предел. 

— Действительно, есть чем гордиться. Теперь важно удержать такой талант в стране.

— Очень бы хотелось, чтобы музыку у нас поддерживали так же, как спорт, это ведь тоже престиж страны на международной арене. У нас есть скрипач Артем Шишков, виолончелисты Алексей Киселев и Иван Каризно и другие, которые достойны признания, прежде всего на родине. Они часто выступают за границей и должны с удовольствием возвращаться домой. Мне кажется важным, чтобы людей творческих профессий, которые прославляют свою страну за рубежом, ценили здесь и сейчас, тогда они не захотят уезжать.

— А вас что держит в Минске, ведь давно бы уже могли переехать в Москву? 

— Это все внутри. Не хочу говорить громких слов, но меня здесь многое держит, даже финансовый вопрос, который в Москве решается значительно проще, не может меня заставить уехать навсегда. Здесь мой дом, родной театр, друзья и благодарная публика. С удовольствием езжу в Баку, там меня всегда встречают овациями. Без ложной скромности скажу, что и в Москве ощущаю сильную эмоциональную поддержку зала. Всегда с радостью дирижирую там, но жить хочу в Беларуси.

stepuro@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter