Максим Ковалев и ученик 8-го класса Никита Никитин.
Агрогородок Заболотье расположен совсем недалеко от Рогачева, сюда даже продлено несколько рейсов городского автобуса. Аккуратное двухэтажное здание учреждения образования почти в центре населенного пункта. Школа здесь только базовая. Ее директор Василий Степанцов объясняет почему:
— Реорганизовали ее из средней несколько лет назад — было мало детей. Но ситуация улучшается: если пять лет назад у нас было менее 50 учеников, то сейчас — 62. На мой взгляд, есть две причины такой тенденции. Во-первых, у нас объединили три хозяйства, и агрогородок стал их центром. А во-вторых, Рогачев прирастает за счет частного сектора. От нас до ближайшего микрорайона напрямик всего километра три. И несколько человек из города возят детей к нам.
Родители уверены: в сельской школе ученику уделяется больше внимания, потому и знания лучше усваиваются, и контроль за работой выше. Причем эта мода не проходит: 1 сентября в Заболотской школе начал учебу еще один первоклассник из города.
Появлению в штате молодого специалиста Василий Степанцов чрезвычайно рад: в прошлом году уроки технического труда пришлось вести неспециализированному педагогу.
— Максим Алексеевич влился в коллектив сразу. Парень с руками — с ходу починил три неработающих станка. И очень отзывчивый. Он только приехал знакомиться, а мы как раз к сдаче школы готовились, — сразу принялся помогать, чинил, подкрашивал.
Максим Ковалев и сам школой доволен. Он учился в такой же, сельской, в этом же районе, в деревне Столпня. И во время учебы был увлечен не уравнениями и словарями, а лобзиками и рубанками.
— Наверное, в какой-то степени это семейное, — размышляет молодой человек. — Один прадед у меня кузнецом был, второй — столяром, есть в роду и педагоги. Но главная причина выбора именно этой профессии — пример учителя.
Его преподаватель из Столпнянской средней школы Александр Атрохов — давний поставщик призеров предметных олимпиад и талантливых студентов. Он учит не просто забивать гвозди, а превращает работу с деревом и металлом в творческий процесс.
— Он меня так вдохновил, что с седьмого класса я постоянно участвовал в предметных олимпиадах. В десятом занял второе место на республиканском этапе, а через год — победил.
Соревнования были самым настоящим многоступенчатым испытанием. Участники проходили тесты на знание технологических процессов и устройства звонков. Из металла и дерева изготавливали сувениры, защищали собственный проект — у Максима это была картина из дерева.
С детьми молодой учитель ладит и легко находит общий язык: главное — увлечь их своим предметом.У победителя предметной олимпиады проблем с поступлением не было, но Максим взял целевое направление в Рогачевский район:
— Район свой люблю: Днепр, рыбалка, да и просто — здесь мой дом.
Вот после учебы в Мозырском педагогическом университете и вернулся молодой специалист на родину. Место предложили в Заболотье, а общежитие — в расположенном рядом Рогачеве. Свой кабинет-мастерскую трудовик уже обжил и с удовольствием проводит экскурсию:
— Вот фрезерный станок, токарный по металлу, сверлильный. А на этом токарном станке по древесине зажимается заготовка, обрабатывается — и могут получиться, например, ножки для мебели. В пятом классе дети в основном делают указки, а в девятом уже смогут мастерить модели машин, кораблей из дерева и металла.
valchenko@sb.by