Здесь легко сотворить чудо

Как  соответствовать  шикарным  интерьерам  и  сцене  XXI  века  в  Большом

Глядя на обновленное величественное здание Национального академического Большого театра оперы и балета, построенное по замыслу архитектора Иосифа Лангбарда почти 80 лет назад,  невольно осознаешь, что это не только доминанта в архитектурной панораме центра столицы, но и всей ее культурной жизни. А воспарившие над главным порталом скульптуры самого могущественного покровителя искусств бога Аполлона и очаровательных муз лишь подчеркивают, что здание является храмом высокого элитарного искусства.

Но каким бы величественным не было творение, создано оно талантом человека. Лучшие мастера оперы и балета возглавили труппу обновленного театра. Специально для читателей «Р» они поделились своими ближайшими творческими планами, а также рассказали о новых уникальных возможностях реконструированной сценической площадки.

Главный балетмейстер народный артист Беларуси Юрий Троян — блестящий танцовщик, режиссер, хореограф, он почти полвека связан с театром, с тех пор как маленьким мальчиком впервые вышел на прославленную сцену. Незабываемые образы, созданные им в спектаклях классического и современного репертуара, стали эталоном для сегодняшних талантливых исполнителей мужских партий белорусского балета. Юрий Троян — автор хореографии и постановщик оригинальных балетных спектаклей и миниатюр, таких, как «Крылья памяти» Владимира Кондрусевича, «Планета людей» Евгения Глебова, «Романс» Георгия Свиридова. Одной из последних крупных работ мастера стало восстановление на нашей сцене прекрасного балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» (хореография Ростислава Захарова).

— С возвращением на родную сцену у нас связаны самые радужные надежды и огромные перспективные планы, — рассказал Юрий Троян. — Уже в апреле поклонники Терпсихоры увидят эталонные для мирового балета спектакли Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» и гордость нашего театра «Щелкунчик». Мы приступаем к восстановлению прелестного балета «Тщетная предосторожность», который не шел почти 5 лет. Далее предстоит работа над «Золушкой» Сергея Прокофьева в постановке лауреата международного конкурса балетмейстеров Юрия Пузакова. Этот московский хореограф уже ставил на нашей сцене современную версию спектакля «Любовь под вязами».

— Глядя на эту красоту и роскошь, меня переполняют неимоверная радость и счастье,  – говорит главный хормейстер заслуженный деятель искусств Нина Ломанович. – И нам нужно соответствовать шикарным интерьерам и сцене ХХI века. Конечно, придется какое-то время привыкать к новым условиям. Ведь эти стены еще не «намолены». Здесь еще не пели, не играли, не танцевали. Одной из первых премьер планируется грандиозная опера «Макбет» Джузеппе Верди с обилием красочных декораций, пышных костюмов и множеством эффектов — наподобие тех, что были использованы в постановке «Бориса Годунова». Продолжим также работу над акапельной программой, где будет много духовной музыки и такие известные произведения моего любимого композитора Сергея Рахманинова, как «Литургия», «Колокола». Я мечтаю о расширении хора, о приходе талантливой амбициозной молодежи, о том, чтобы у нас появлялись новые яркие звезды мирового уровня. Чтобы наша опера по праву считалась национальным достоянием страны. 

Главный художник Александр Костюченко за свою творческую жизнь поставил более четырех десятков спектаклей в Национальной опере и балете, театрах имени Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Горького, Молодежном и других.

— Огромные размеры сцены театра восхищают и покоряют обилием предоставляющихся возможностей для художника-постановщика осуществлять самые смелые свои проекты, – отмечает Александр Костюченко. –  Чего стоит хотя бы уникальная «плунжерная» гидравлическая система разделения и подачи каждого отдельного фрагмента сцены на большую высоту или глубину. А еще разворотные круги, люки провала, полетные устройства, суперсовременная проекционная аппаратура, зеркальные пластики… Можно использовать много приемов и хитростей, которые постоянно «роятся» в голове. Некоторые хитрости я подсмотрел у выдающихся художников, которых я считаю своими учителями. Это Евгений Чемодуров, Юрий Тур, Евгений Лысик. Театр – это то чудо, которого жаждет зритель, и мы все, и постановщики, и артисты, готовы его сотворить.

На снимке: первое выступление артистов на новой сцене.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter