В Минске открылась уникальная выставка белорусского фарфора

Здесь каждый чайник — памятник

У белорусского фарфора свой стиль, и с ним можно познакомиться на выставке «Простые вещи. Чайники» в Национальном историческом музее Беларуси. Здесь представлена часть обширной коллекции фарфора производства Минского и Добрушского фарфоровых заводов 1960—2000‑х годов.

В коллекции Национального исторического музея около тысячи самых разнообразных чайников.

— У нас более 15 тысяч единиц хранения, — рассказывает хранитель коллекции фарфора Марина Казанцева. — Минский фарфоровый завод представлен роскошной, единственной в своем роде коллекцией образцов‑эталонов. Мы получили ее из музея завода в начале 2000 года: тогда мы единовременно приняли коллекцию, в которой было 10 тысяч единиц хранения. Понадобилось время, чтобы предметы отреставрировать, атрибутировать, описать... Когда я стала работать с этой коллекцией, поняла, что нужно показывать фарфор отдельными выставочными проектами. Поэтому мы задумали серию разнообразных выставок белорусского фарфора. «Простые вещи. Чайники» — лишь начало. И это для нас настоящий праздник.

Первыми в музейных витринах разместились чайники — их в коллекции Национального исторического музея около тысячи, и в экспозиции они предстают не только как вещи утилитарные: каждый предмет здесь — памятник декоративно‑прикладного искусства.

— Выставка делает акцент, во‑первых, на авторских работах, существующих в единственном экземпляре, — объясняет Марина Казанцева. — Во‑вторых, достоинство коллекции в том, что в ней собраны первые экземпляры любого серийного изделия — эталоны, утвержденные художественным советом, имеющие паспорта и находившиеся в музее предприятия как экземпляр № 1, образец для производства. Сколько бы тысяч единиц такой посуды потом ни было изготовлено, эти вещи всегда остаются уникальными. Через чайник мы показали изменения стиля и моды: например, чайничек, который выпускался в 1960‑х годах, — первая самостоятельная разработка белорусских художников‑фарфористов, и все последующие варианты, каждый из которых интересен именно тем, что соответствует своему времени. 

Белорусские изделия отличаются от российских и европейских. В фарфоре, как говорят специалисты, три главных компонента — форма, декор и качество росписи. Добрушский фарфор, например, отличается роскошными росписями.

— Это авторская художественная живопись, поли-хромная, многоцветная, яркая, нарядная, с большим количеством золота, которым прорисовывают некоторые элементы, чтобы придать рисунку больше блеска, — рассказывает Марина Казанцева. — Кроме того, белорусский фарфор всегда имеет собственные формы, разработанные нашими художниками. Глина у нас, к сожалению, используется привозная, но на Добрушском заводе умеют с ней работать — и отбелить, и придать красивые формы, и расписать. 

Добрушский фарфоровый завод работает по сей день, но, конечно, даже самые эффектные образцы изделий прошлого никто копировать не станет. Сегодняшние художники‑фарфористы ориентируются на новые разработки и модные тенденции, следят за изменениями стиля и вкусов. Учитываются, конечно же, и запросы россиян. Ведь российский рынок — один из важнейших для поставок добрушского фарфора.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter