Специальный репортаж: один день с работниками Нацпарка «Браславские озера»

Здесь душа становится чище

В прошлом году Национальный парк «Браславские озера» посетили около 30 тысяч путешественников — как белорусов, так и иностранцев. В нынешнем все места на стационарных базах отдыха давно расписаны вплоть до осени. Активно бронируют туристы и стоянки вблизи озер. Как справляется нацпарк с возрастающим потоком гостей, чем это грозит экологии края и какие меры предпринимаются, чтобы предупредить разрушительное влияние цивилизации на озерную жемчужину Беларуси?

Научный подход

…Здание администрации нацпарка расположилось на окраине Браслава — среди пышных сосен на берегу озера Береже. От слова «беречь» — символическое совпадение?

— Возможно, — соглашается с моим предположением младший научный сотрудник Евгений Кардель. — Ведь главная наша обязанность — сохранить богатства, которыми природа щедро одарила край. Правда, делать это с каждым годом становится все труднее.

Евгений Кардель.
В сезон Браславщина переживает огромный наплыв людей. С одной стороны, это хорошо — белорусы познают прелести родной природы. С другой — у нас возрастает ответственность: нужно сделать так, чтобы экология не пострадала.
Вместе с генеральным директором нацпарка Михаилом Чичко молодой ученый рассказывает о научных изысканиях, которые стартовали в последние годы. Так, здесь вплотную занялись расчетами рекреационной нагрузки. По действующей методике получается, что некоторые наиболее популярные у туристов территории уже подходят к пиковым показателям.

— В зоне риска гора Маяк, около 15 туристических стоянок вблизи нее и еще две — неподалеку, на озере Струсто, — объясняет Михаил Михайлович. — Но дело в том, что методика не учитывает степень благоустройства данных мест. А ведь в этом плане сделано немало…

Михаил Чичко.

Сейчас перед учеными стоит задача проанализировать полноту и время восстановления излюбленных путешественниками мест. Как люди влияют на флору и фауну, не исчезают ли некоторые виды растений, птиц, насекомых. Параллельно в нацпарке проводят углубленные работы по снижению существующей нагрузки на природу. На крутых спусках той же горы Маяк устанавливают лестницы и дощатые настилы: чтобы меньше вытаптывали растительность. Расширяют стационарные объекты и обустраивают новые турстоянки для перераспределения потоков гостей. Повсеместно — мусорные контейнеры, автостоянки, места для кострищ, понтоны на берегу, детские игровые и спортивные площадки, мини-домики вместо палаток. Все это, утверждают экологи, позволяет «обезболить» непосредственное влияние на природу. Людям — комфорт, окружающей среде — защита.

Спросите у бобров

…Наш автомобиль виляет по лесной дороге. Впереди гора Маяк, уникальная обзорная площадка комплекса Браславских озер. Четко выраженный ледниковый кам — куполовидный крутосклонный холм формы. Высота горы — 174 метра над уровнем моря, а относительно близлежащих озер Струсто и Снуды — почти 50 метров. С Маяка просматриваются голубые окрестности ледниковых разливов. Красотища!

— Сюда ежегодно приезжают тысячи туристов. Мы построили вышку, но теперь делаем еще две смотровые площадки — слишком много желающих полюбоваться местными пейзажами. Внизу автостоянка, магазин, точки для ремесленников, чтобы как можно меньше было «посягательств» на зеленую территорию. С этой же целью строим дополнительные лестницы на гору, — объясняет Михаил Чичко.

Знакомимся со строителями, которые завершают возведение одной из вышек. Мастера отменные — все делают с любовью. Красиво, качественно и удобно для гостей. Озерными пейзажами любуемся с качелей. Сколько же рыбы в этой бирюзово-голубой воде!


— Много, — улыбается наш экскурсовод. — Сейчас, кстати, активно ведем зарыбление мальками щуки. В Струсто выпустили уже около двух тысяч. Не съест ли она тамошних обитателей? Нет. Ученые выяснили: в местных озерах перенаселение леща. Поэтому он стал расти очень медленно, не хватает кормовой базы. Так что щука, которая по праву считается биологическим мелиоратором, отрегулирует баланс.

Спускаемся с Маяка. Внизу, судя по свежей щепе, идет вырубка. Как так?!

— Этот лесоповал мы пока не в силах остановить, — говорит гендиректор и в ответ на мое недоумение предлагает присмотреться получше.


Вижу. Пни обструганы как карандашной точилкой — хорошо поработали зубы бобров. Сейчас этих «дровосеков» трогать нельзя: запрет на время воспитания потомства.
В нацпарке есть квота на ежегодный отстрел примерно 250 бобров. Мера вынужденная — неустанные зверюшки готовы валить лес гектарами, а также перестроить и пустить вспять все ручьи-протоки. Приходится их энтузиазм сдерживать. Эти чудо-архитекторы, отмечают экологи, такие дома сооружают, что диву даешься.
— Ни разу не видел придавленного бревном бобра, — шутит Михаил Чичко. — Кладут деревья именно туда, куда нужно. Виртуозно строят плотину, снижая уровень воды на месте своего будущего многоэтажного «дворца». Потом возводят сам дом, чтобы там было в меру сухо и влажно. Комфортно как в паводок, так и в жару, мороз. А у нас проблем и без бобров хватает… Лесные владения нацпарка — 112 тысяч гектаров. Периодически возникают очаги заболеваний, поэтому скрупулезно проводим многоступенчатую работу по лесозащите. Ежегодно закладываем по 50 — 70 гектаров новых посадок.

Зубры бьют рекорды

Что ж, следующая точка — вольеры в сафари-парке «Мекяны». Пока едем вдоль озера, Михаил Михайлович обсуждает по телефону экологическую проблему: ученые нашли небольшое химзагрязнение фосфором. Есть предположение: вблизи озера Волосо когда-то находилась животноводческая ферма. Возможно, паводок повлиял на подъем элемента вместе с талыми водами. Сейчас нужно решить, что лучше: расчистить это место или, наоборот, засадить камышом, чтобы произошла самостоятельная биологическая очистка? Вторая проблема: на реке Друйка установлена угреловушка. Ученые БГУ предлагают сделать еще и подпорные сооружения, чтобы регулировать подъем воды. А то в паводок ее много, а в засуху страдают озера.

А вот и «Мекяны». К нам присоединяется начальник вольерно-прудового хозяйства Антон Пантелеенко с докладом начальству:
— На местном озере впервые обнаружены две пары необычных для этих краев краснокнижников — лебедей-кликунов. Птица очень красивая, похожа на фламинго. Несколько дней уже гостят. Возможно, отдыхают во время перелета. А может, им здесь так понравилось, что решили остаться насовсем? Будет еще одна достопримечательность для гостей…
Площадь вольера — около 1200 гектаров, зверья здесь множество. Правда, днем постояльцев, говорят, увидеть весьма сложно. Но во время нашего приезда что-то пошло не так… Сначала прямо перед капотом тихо пробирающегося по лесу внедорожника проскочил громадный лось. Потом мы наткнулись на целое стадо оленей — метрах в ста. Практически на обочине дожидался гостей упитанный серый заяц-русак. Шум двигателя спугнул три десятка ланей. Среди них, кстати, была и красавица необычной белой окраски. В дикой природе такие альбиносы долго не живут: из-за отсутствия маскировки очень быстро становятся добычей хищников. А здесь ничего — гуляет себе в удовольствие. Завершила увлекательную экскурсию встреча с семейством зубров: мама, папа и трое их отпрысков паслись средь болота. Приближаться к ним мы не рискнули…


— Обычно зубры не размножаются так интенсивно, а у нас каждый год по зубренку, — радуется Антон Пантелеенко. — Перевыполняют демографический план!

Михаил Чичко подхватывает шутливую тему, удивляясь непривычной дневной активности зверей:

— Такое впечатление, что сегодня все обитатели вольера вышли ко мне на личный прием. Наверное, жаловаться собрались… А как увидели, что с начальником вольера, так побоялись.

— Ага, вспомнили, кто их кормит, овес, сенаж, кукурузу да сено развозит, вот и передумали. Ведь начальство уедет, а новая зима не за горами, — юморит Антон Анатольевич.

Шутки шутками, но знакомство с тайнами Браславского нацпарка — настоящий релакс для души. Отдушина, благодаря которой люди становятся чище, добрее и милосерднее к природе, а она не устает удивлять и восхищать. Главное — ей не навредить.

КСТАТИ

Число людей, предпочитающих отдыхать в Беларуси, постоянно растет, внутренний туризм становится модным трендом. В прошлом году только через турфирмы в поездки по стране отправились свыше 1,33 миллиона туристов и экскурсантов. За два года рост почти в 2,5 раза. А если учитывать всех путешественников, цифры будут в разы больше.

begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter