Минск потерял очередного инвестора: площадка бывшего Червенского рынка выставлена на аукцион

Здесь деньги не поют

Почему инвесторы не выполняют своих обещаний?
Минск расторг очередной инвестдоговор на 200 миллионов долларов. Пустырь, возникший на месте бойкого Червенского рынка, откуда эмоционально и шумно выселяли торговавших предпринимателей, горисполком снова намерен выставить на аукцион. Планы иранской компании «Дидас» по возведению на перекресте улиц Маяковского и Аранской многофункционального комплекса не сбылись.




Что будет на месте бывшего Червенского рынка?

На месте Полиграфкомбината им. Я.Коласа также не будет пятизвездочного отеля на 250 номеров. С компанией «Минск Принцесс Отель», подконтрольной турецкому холдингу «Ирада», Совмин прекратил инвестиционные отношения еще в феврале. На глазах минчан ветшают опустевшие корпуса бывшей 2–й городской больницы. Инвестор из Арабских Эмиратов не возводит здесь обещанную гостиницу. Административный центр и жилье вот уже десять лет, как планируют возвести на месте троллейбусного парка по улице Красной и корпусов завода «Горизонт». Перечень неудавшихся проектов можно продолжать. Что с ними делать? «Теперь надо искать новых инвесторов, город не справится с таким количеством офисных, торговых центров и гостиниц», — так прокомментировал ситуацию первый заместитель председателя комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Николай Бутрим.

Но не кажется ли вам, уважаемые читатели, что такая инвестиционная политика нуждается в скорейшей модернизации?


Лет 5 назад, когда перечисленные предложения от заграничных инвесторов активно поступали, в Минске было очень выгодно строить жилье — себестоимость метра 600 долларов, продажная цена почти втрое выше, не говоря уже о торговых, административных центрах и отелях. Инвесторы отнюдь не собирались заниматься благотворительностью. Приходили с вполне себе понятной целью — получить прибыль. Причем за счет собранной арендной платы с местных предпринимателей и сбережений жителей, желающих построить добротное жилье в центре города. Фактически, предоставляя кому–то режим наибольшего благоприятствования и льготы, мы помогали иностранцам зарабатывать. Однако ситуация изменилась. В стране проводится жесткая кредитно–денежная политика. Нацбанк больше не печатает пустые деньги. Спрос на жилье упал вместе с ценой, и инвестор грандиозно разрекламированного квартала «Маяк Минска» стал спешно корректировать проект. А устроители бизнес–центров и вовсе решили их даже не начинать. Заселять туда скоро будет некого. Аналогична ситуация с отелями. Имеющиеся загружены в лучшем случае наполовину, а то и на треть. Все это позволяет предположить, что новости о расторжении, закрытии, уходе мы будем обсуждать еще не раз.


— Привлекая иностранные инвестиции в страну, нужно четко просчитывать, что мы хотим получить в итоге? — рассуждает Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства. — Еще парочку бизнес–центров, гостиниц, торговых домов? Но таких площадей в Минске переизбыток. А вот с развитием производственного бизнеса, разнообразных услуг проблемы. Сколько угодно могу приводить примеры, когда членов нашей конфедерации под различными предлогами выбрасывают с арендованных площадей. И это торговцу просто собраться и уйти, а вывезти и смонтировать в другом месте станки — это катастрофа.

По мнению В.Маргелова, корпуса бывших советских гигантов типа «Горизонта» и объединения вычислительной техники следует отдавать под инкубаторы малого бизнеса: «Там роботов надо собирать и печатать изделия на принтерах. Если иностранные инвесторы с такими предложениями к нам не идут, надо помогать развиваться своим».


Минская больница № 2 давно переехала. А на ее месте ничего нового пока не появилось.

Сейчас же ветшающие здания сдаются в аренду по самой высокой цене, а в их модернизацию и восстановление ничего не вкладывается. Это тупиковый путь. Но и то, что на месте бывшего Червенского рынка или Полиграфкомбината в центре города не появится очередной параллелепипед из стекла и бетона, не такая уж большая беда, на мой взгляд. Экономические кризисы — явление международное. Один из них в начале 20–х годов приклеил английское слово loft, означающее «чердак» или «верхний этаж» промышленного здания, к специфическому виду жилой недвижимости — квартирам, расположенным в зданиях бывших фабрик и заводов. После Великой депрессии обедневшие представители богемы начали искать недорогую площадь для работы и жизни. Привлеченные низкими арендными ставками, они облюбовали старые промышленные сооружения, устраивали там мастерские, галереи. Новые интерьеры вошли в моду, преображенные заброшенные заводы и склады нынче раскупаются за бешеные деньги. Не стоит ли нам перенять опыт, завлекая, а не отпугивая, низкой арендой своих бизнесменов.

aelita@sb.by

Фото Владимира ШЛАПАКА и Виталия ПИВОВАРЧИКА

Советская Белоруссия № 158 (25040). Четверг, 18 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter