Реконструкция Витебского художественного училища - реализация проекта мирового значения

Здесь были Гении

В Витебске кипит культурная жизнь! Реконструкция Витебского народного художественного училища еще не завершена, а вокруг чудом сохранившегося здания на улице Шагала уже кипит жизнь: приезжают делегации из Третьяковской галереи, Центра Жоржа Помпиду, экскурсоводы находят время завернуть сюда, чтобы рассказать туристам, чем же так примечательно это старое здание. Дело не только в самой постройке — мало ли финансовых воротил обзаводилось собственным жильем незадолго до Октябрьской революции? Нет, в Витебске разглядели и в скором времени готовы представить широкой публике памятник даже не европейского, а мирового значения. Именно здесь началась великая революция в искусстве: под этой крышей на несколько ярких, кипучих лет сошлись Шагал и Пэн, Малевич, Лисицкий и другие знаменитые художники.


— Когда здание передали Витебскому центру современного искусства, мы сразу стали думать, что же здесь должно быть, — директор центра Андрей Духовников рассказывает, что звучало много разных предложений. — В том числе открыть выставочный зал. Но мы добились того, чтобы была реализована концепция дома–музея истории Витебского народного художественного училища.

Особняк был передан под учебное заведение в 1918–м — неизвестно, каких усилий стоило Марку Шагалу этого добиться. «Мечты о том, чтобы дети городской бедноты, где–то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству, — воплощаются... — писал художник в местном еженедельнике «Школа и революция». — Мы можем себе позволить роскошь «играть с огнем», и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений, от левого до правых включительно».


Училище располагалось в доме на Бухаринской недолго, всего пять лет. Но за это время в его стенах Казимиром Малевичем и его соратниками было создано объединение УНОВИС («Утвердители Нового Искусства»), подходы которого совершили переворот в искусстве ХХ века.


— Мы локализовали здесь всю эту историю, дом будет ею наполнен, — Андрей Духовников проводит нас по залам будущего музея. — Есть документы, фотографии, чертежи, и мы собрали их вместе, чтобы провести совместно с «Витебскгражданпроектом» и «Витебскторгстроем» реконструкцию. В архиве чудом сохранился план 1923 года, и большую часть планировки сделали по нему. Особенность музея в том, что наш главный экспонат — сам дом. Здание, которое по своей ценности не имеет аналогов в стране. По степени значимости в плане вклада в мировую культуру в Беларуси нет ни одного аналогичного артефакта!

М.Шагал


Общестроительные работы генеральный подрядчик «Витебскторгстрой» завершил к концу 2016 года, освоив 1 миллион 213 тысяч деноминированных рублей. Впереди отделка залов и интерьеров, установка мультимедийного оборудования. Кстати, предполагается мощная и высокотехнологичная начинка, рассказывает директор Витебского центра современного искусства:

— Уже формируем контент для мультимедийных проекторов, их в общей сложности будет 10. Например, есть очень хороший фильм о праздновании первой годовщины Октябрьской революции в Витебске 1918 года, уникальный, который показывает город, украшенный картинами Шагала. Нашли эту ленту в Госфильмофонде России. Существует и рабочий материал к ней, который сейчас пытаемся добыть.

В одном из залов, предназначенном специально для выставок, установят серьезную систему микроклимата с компьютерной настройкой, регистраторами данных температуры и влажности.

— У графики есть свои определенные параметры экспонирования — свет и температурно–влажностный режим. От Шагала, Малевича осталось очень много графики, документов, и в таких условиях их можно будет выставить.

К.Малевич

Слушаю Андрея Духовникова и мысленно обобщаю то, что уже сделано. Масштаб поражает. Равно как и бережный, трепетный подход к реконструкции — такой нечасто встретишь в наше время, когда любят восстанавливать старину так, чтобы она смотрелась «по–богатому», превращая исторические объекты в коттеджи с евроремонтом. В Витебске же каждый клочок бумаги, из которого можно извлечь информацию о том, каким был дом в 1920–е годы, на вес золота. Сохранена и, где позволяет состояние, видна изначальная кирпичная кладка; в зале, посвященном Шагалу, новенький светлый паркет в одном из углов сменяется старым, выщербленным. Зачем? Оказывается, это — сохранившийся под советским паркет времен Шагала. Кое–что неизбежно приходится воссоздавать с нуля — однако и здесь доминирует исторический подход. Например, рисунок обоев в зале восстановлен по найденному обрывку старых, «родных». Центральную лестницу, снесенную в 1930–е, также реконструировали по сохранившемуся чертежу.

В любом музее важна прежде всего атмосфера. Чтобы окунуть посетителя в эпоху Шагала и Малевича, нужно визуально к ней приблизиться. Поэтому, например, рисунок пола из полированного цветного гранита у центральной лестницы воспроизводит плакат Эль Лисицкого 1920 года «Клином красным бей белых» (Литиздат, Политуправление Западного фронта). Реконструкция зала, посвященного непосредственно объединению УНОВИС, также основывается на художественно–исторической базе, обращает мое внимание Андрей Духовников:



— Когда я был на выставке Казимира Малевича, обратил внимание на 8 акварелей, которые подписаны «Учебное задание. Интерьер школы УНОВИС». На эскизе три окна и три двери, как в одном из помещений дома. И по нему мы спланировали оформление именно этого зала. Также восстанавливаем топографию: выясняем, в каких точно местах были сделаны известные фотографии участников объединения.

Узор обоев в зале Марка Шагала восстановлен по сохранившемуся лоскутку старого бумажного полотна


В каждом зале будущего музея посетителей будут ждать свои сюрпризы

Предполагается воссоздать атмосферу эпохи и на пространстве вокруг музея. Есть идея расписать стены близлежащих зданий. Стоит только вспомнить опубликованный футуристами «Декрет № 1»: «Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего», — писали в 1918 году еще одни революционеры от искусства Владимир Маяковский и Давид Бурлюк. Кое–какие росписи уже появились: к примеру, рядом с парковкой на одной из стен красуется сделанный художниками–стритартерами портрет Казимира Малевича — даже с уличными граффитистами удалось договориться, чтобы его не трогали и не пачкали.

Рисунок пола у реконструированной центральной лестницы взят с плаката Эля Лисицкого 1920 года «Клином красным бей белых»

Минуя зал за залом, обходя бывшее училище вокруг, понимаешь: проект более чем серьезный, и на выходе мы получим музей высочайшего уровня, под который понадобится, пожалуй, отдельный туристический маршрут. На карте Беларуси действительно вот–вот засверкает яркая точка, которая будет манить художников и ценителей искусства из самых разных стран.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter