Автор рубрики «ДАР» Александр Китаев — о военных годах, перефразированном Лермонтове и дачных удовольствиях

Здесь будет огород-сад

Александр Тимофеевич КИТАЕВ работает над страничкой «Дар» с 1995 года. 
Фото автора
Сегодня у одной из полос нашей газеты праздник. Постоянная рубрика «ДАР», посвященная садово-огородным заботам, выходит в 1000-й раз! Она настоящий долгожитель, эта страничка впервые увидела свет в 1995 году и с тех пор появляется на страницах «Р» раз в неделю по субботам без перерывов и отпусков. Как подготовить землю, посадить растение, дать ему вырасти сильным и здоровым и собрать урожай всем на загляденье, а еще о том, что категорически нельзя делать на грядках и в саду — все это знает сам и рассказывает другим бессменный автор и ведущий рубрики Александр Китаев. Мы встретились с ним, чтобы вспомнить, с чего начинался «ДАР», и заодно о том, чего стоит ждать нашим читателям в ближайшем будущем. 

Притяжение земли 

На часах 7.00 утра. Каждый день в это время Александр Тимофеевич на стадионе. Раньше бегал быстрее зайца, теперь — только прогулки:

— Не хочу пугать, но я родился в 1935 году. Как говорится, совсем не мальчик, — глядя из-под очков, улыбается он. — Все те силы, что имею всю жизнь, от того, что занимался спортом и журналистикой, которая не позволяла расслабляться. А еще благодарен земле, труд на которой, как известно, человека облагораживает. 

Александр Китаев родился в Минске в семье ставропольского казака и белоруски. В те годы выражение «дитя асфальта» еще не использовалось, но сути это не меняет. Так бы, наверное, и вырос белоручкой, который знает об огородах только то, что они чаще зеленого цвета, если бы не война, которая заставила своими руками прощупать каждый листок, растущий на земле. 

— Так сложилось, что человек я полностью советский: и по душе, и по характеру, и по своим действиям. Родился 3 ноября, но отмечали мой праздник 7-го — в день Великой Октябрьской социалистической революции, чтобы не проводить два торжества, — смеется наш герой. — До сих пор то 3-го, то 7-го отмечаем. 

Маленький Саша рос в доме на улице Интернациональной напротив клуба имени И.Сталина (там сейчас кинотеатр «Победа»), что опять-таки сильно связывает его с советской историей. Когда началась война, отец ушел на фронт. В день открытия Комсомольского озера, 22 июня 1941 года, семья Китаевых — а это мама, Александр и две сестрички — отправилась посмотреть на это чудо. Но в небе уже кружили немецкие самолеты, и зрелища не вышло. Пешком дошли до Колодищ, где высадился вражеский десант. Остановили, развернули, отправили назад. В военном Минске жили до 1942 года. Неприятно вспоминать многие моменты. Тем не менее Александр Тимофеевич рассказывает: 

— Зимы пересидели в голоде и холоде. Всю хорошую литературу, что была у нас, сожгли, чтобы согреться. Чувствовали постоянный голод. Когда начали пухнуть, дедушка нас забрал в деревню Михановичи в 20 километрах от Минска, там всю оставшуюся войну я и пробыл.

Рубрики «ДАР» могло бы никогда и не быть… Однажды карательный отряд собрал жителей деревни, поставив под пулеметами во дворе школы. Спасла случайность. 

Удивительно, что мама после войны пошла работать в ту самую школу техничкой, а комната, где она некогда с малыми детьми дрожала от ужаса перед страхом расстрела, для семьи стала жилищем на долгие 10 лет. 

— Живя в деревне, впервые услышал белорусский язык, узнал, что значит следить за домашним хозяйством. Все своими руками прощупал — каждую травинку на полях и в огороде. Мне было 9 лет, когда пошел в школу. 10 километров в одну сторону, в деревню Бордиловка и назад. Я очень полюбил читать. У мамы ведь были ключи от всех комнат школы. Я тайком пробирался в учительскую, где стояли книжные шкафы, сзади ломиком отнимал аккуратно стенку, вытаскивал книгу, читал и ставил назад — никто ни разу ничего не заметил.

«Читай, Саша, Есенина»

Родители хотели, чтобы дети получили хотя бы среднее образование, поэтому работали усердно, чтобы оплатить 8—10-е классы для детей. Александр окончил школу и отправился в армию, которая, по сути, и дала толчок к журналистике. 

— Хотя писать стихи начал в школе. Посылал в «Зорьку», откуда мне постоянно одно и то же отписывали: «Читай, Саша, Есенина, Исаковского и других…» А где такие книги тогда можно было взять? Так что писал «в стол». В 7-м классе сдавал экзамены, попалось стихотворение Лермонтова «Родина». Одну часть наизусть знал, дальше забыл, но продолжил от себя... Ответил на пятерку. Директор школы, бывший партизан, то ли не знал этого творения, то ли я так хорошо его додумал, ничего не заподозрил. В любом случае получилось забавно, — снова улыбается Александр Китаев. — Хотя стиль совсем не похожий на лермонтовский. Патриотическая лирика редкая у меня, больше любовная. Вот, к примеру: «Молодость когда-нибудь с нами расстанется,/ Не питай надежды, сколько ни зови,/ Для тебя останется, для меня останется/ Песнею неспетою музыка любви».

Сад и огород должны стать для современного человека отдушиной. Местом и отдыха, и приятной работы с видимым результатом.
yandex.ru

Первую заметку о солдатах опубликовал в армии в 1954 году. Не знает почему, просто появилась потребность. Писал про армейскую жизнь, а один из материалов даже смело посвятил решению проблем в войсках ПВО, которые стояли на защите Ленинграда в Эстонии, — выступил с инициативой безаварийного обеспечения связи. Хотели в части дать по шапке за то, что лезет мальчонка не в свои дела, да в штабе армии вдруг поддержали это решение. 

На «писательстве» в газетах заработал себе на полный боевой гражданский комплект, чтобы выйти из армии не босым. Подал документы в БГУ на отделение журналистики филологического факультета. Хорошие оценки на экзаменах, но… не знал Александр, что нужно было принести свои публикации. Бегом на почту, чтобы ребята из армии вырезки отправили! Пришли они день в день, когда его зачислили. 

— Всю жизнь я занимался творчеством. Пел, читал стихи, играл сложные роли и был ведущим на всевозможных праздниках. Может, и пошел бы в театральный, да журналистика была убедительнее, — вспоминает Александр Китаев. — Работал и завклубом, и на комсомольско-партийной работе, и на телевидении, и в моих любимых газетах. Успевал и в общественной жизни участвовать, и за девушками ухаживать.

В чем секрет хорошей журналистики? Чтобы что-то написать, надо это знать, уверяет он. Сегодня — сельское хозяйство, завтра — промышленность. Изучай, делай это быстро и при этом вдумчиво. Без эрудиции, подготовки и интуиции не сработаешься с такой профессией. 

Корни растут

Свой земельный участок у Александра Китаева появился давно. И он сразу окунулся в новое увлечение с головой. Не задавал вопросы, как на земле управиться, а искал ответы. 

— Например, почему помидоры у людей нехорошие растут? Что нужно сделать, чтобы зацвели они пышным цветом? У меня бывали такие, что диву даешься! Говорят в народе, что растет эта культура созвучно желанию хозяина. Я много читал, создавал свои технологии подкормки растений, окучиваний, которыми хотел делиться со всеми. Специальную рубрику предложил сделать в одной из газет, в которой работал, но мне сказали: «Да ну, ерунда все это…» — пожимает плечами Александр Тимофеевич. — Только когда ушел на пенсию в 1995 году, встретил Сергея Дубовика, главного редактора «Р», а он сказал, что это хорошая идея. Так и появилась «Домашняя академия «Рэспублiка». 

Вот с 1995 года без единого прогула субботнего номера Александр Тимофеевич пишет и пишет на благодатную тему, которая дает свои плоды. Люди выписывают газету, чтобы прочитать, как справиться с той или иной проблемой на участке, как вырастить помидоры или огурцы своей мечты. Кстати, есть у рубрики особенность: как правило, редкий журналист даст всем свой номер телефона для обратной связи. Но на полосе «ДАР» телефон автора красуется в самом верху. Звоните! Китаев чем сможет, тем поможет. 

Кстати, а что нам ожидать в будущем, после 1000-го выпуска? 

— У меня есть две идеи, которые хочу продвигать дальше. Первая — сосредоточиться на том, чтобы читатель узнал информацию, которая позволит ему за два коротких выходных дня на даче и поработать хорошо, и расслабиться. Вторая — тема органического земледелия. Нужно отказаться от химии. А еще вот подумалось… Надо с детства приучать детей к земле. Мы привыкли их жалеть: приехали на дачу — боимся, чтобы они там не упали, не испачкались, чтобы комар не укусил, пылинка не упала. Ягода сидит — не рви, мама придет, сорвет, принесет. А надо, чтобы они своими ручками пощупали все, увидели, как бабушка работает. Дайте возможность малышам проявить свой талант. Пусть что-то загубят, но пороются, поищут. Надо способствовать единению души и земли — с детства приучать. 

kasel@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter