В испанской Понферраде стартовал чемпионат мира по велоспорту на шоссе

Зажечь солнце на спицах

В испанской Понферраде стартовал чемпионат мира по велоспорту на шоссе. Событие, ежегодно собирающее лучших гонщиков планеты, десятки тысяч зрителей и миллионную телеаудиторию, в Европе уступает в популярности разве что футболу да, наверное, «Формуле–1». В последние годы самый непосредственный интерес к этому турниру был и у белорусских болельщиков. Выступления Василия Кириенко, Евгения Гутаровича, Константина Сивцова и других ребят в профессиональном туре подтверждало их серьезный потенциал и амбиции. В прошлом году реализовать их удалось Василию Кириенко и Константину Сивцову, завоевавшим бронзовые награды в составе британской команды «Скай». Однако приближение очередного чемпионата вызвало настороженность. Победы белорусов в нынешнем сезоне можно пересчитать по пальцам одной руки, а новые имена в элите не появляются уже давно. В причинах и возможных последствиях мы попытались разобраться вместе с Владимиром Тихоновым. Из его школы — подвала на улице Матусевича вышло не одно поколение гонщиков.


— Чемпионат мира оправдывает ожидания?


— В Испании — очень сложная трасса с большим перепадом высот. В таких условиях сложно говорить о прогнозах. От нас едут Костя Сивцов, Вася Кириенко. Бронислав Самойлов. Гонщики сильные, но при этом очевидно, что в последнее время наши ребята постепенно переходят в разряд носильщиков рояля, а не солистов. Что ни этап — они кого–нибудь «везут».


— Почему так получается?


— Они — иностранцы, а значит, для того чтобы выйти в клубах на первые роли, нужно ехать ярко. Тогда дадут где–нибудь выступить, проявить себя. За лидерство нужно побороться. В противном случае могут разве что разрешить зацепиться за какой–нибудь второстепенный финиш. Да и то, если от этого не пострадают интересы команды. А наши парни, даже если судить по чемпионату Беларуси, пока чувствуют себя не очень уверенно. Смену им, конечно, тоже ищем. Недавно вот Илью Кошевого в «Лампре» отправили. Но понятно ведь, на какую роль он претендует. Вопрос даже в том, сумеет ли вообще адаптироваться к тамошним условиям, или будет, как Саша Кучинский, «висеть» с контрактом в «Катюше».




— У вас не возникает ощущения, что белорусская шоссейная школа стремительно теряет авторитет?


— Это не совсем так. Распределение ролей в командах, про которые я говорил, обычное дело. Когда спортсмены меняют клубы, им всегда ставят какие–то рамки. Так уже было с Евгением Гутаровичем, ранее — с Усовым. На них просто не работают, не раскатывают, а значит, и на победу претендовать сложно. Да, раньше наши ребята побеждали, но делали это исключительно за счет обстоятельств, личных качеств и характера. Как Женя на недавнем «Туре Польши»: погода испортилась, кто–то выбыл, кто–то осторожничал, а он дотерпел и победил. Гутарович всегда был спринтером, а в его нынешней команде большая часть спортсменов — горняки. Звали его на одну роль, а теперь он выполняет совсем другую. Французская команда — что возьмешь. Они там все тянут в основном своих. Британцы из «Скай» также делают ставку на местных, а Василий Кириенко и прочие иностранцы — что–то вроде гастарбайтеров. Рабочих лошадок.


— Для тех, кто «доезжает» карьеру, такая роль вполне бы подошла.


— Кириенко пока говорить о «доезде» рано. Ему всего 33 — еще года три–четыре запросто может выступать на хорошем уровне. Но при этом у Василия еще год или два будет действовать нынешний контракт со «Скай». Это наводит на мысль, что для него, похоже, главную роль сейчас играют деньги. Как, кстати, и для остальных наших спортсменов. Выбор оставаться в тени — осознанный. Лидеры команд, побеждающие на гранд–турах, крайне редко берут себе призовые. Их хлеб — клубный контракт на пару миллионов и рекламные гонорары. А призовые деньги обычно распределяются среди тех, кто помогал им приехать к победе. Неплохие суммы, кстати. На «Тур де Франс» — порядка 440 тысяч евро. Похоже, для наших ребят выгоднее быть на подхвате и держать синицу в руках.




— Вариантом видится создание белорусского клуба, и, помнится, такую возможность на каком–то этапе рассматривали...


— Вместо шоссейного клуба создали трековый. Да и тот толком не работает. В трековом клубе, наверное, тоже смысл есть. В конце концов, у нас ведь трек построили. Но такую отдачу — и спортивную, и имиджевую, — как шоссейный, он никогда не будет приносить. Хотя бы потому, что соревнований у трековиков в разы меньше. Даже локальных. Привези на наш трек 20 — 30 команд, обеспечь регулярный соревновательный график — идея, в принципе, могла быть стоящей. Но получается ведь наоборот. Мне, например, буквально недавно латвийцы рассказывали, что хотели выступить у нас, но столкнулись с визовыми проблемами. Чехи, словаки — тоже хотели, но, чтобы приехать сюда, нужно решить кучу организационных вопросов. Для европейцев гораздо проще кататься в какой–нибудь Польше.


— Но ведь есть и положительные моменты. Например, Еленка Омелюсик в Испании стала бронзовым призером чемпионата мира в составе своей команды «Астана», а ранее заняла второе место в генеральной классификации женского «Тур да Франс». По–вашему, это случайность?


— Нет, это — итог серьезной работы. Алена во всех возрастах показывала хорошие результаты. И ее нынешнее достижение — свидетельство того, что система подготовки спортсменов топ–уровня у нас еще существует. Еще та, советская, но пока работает. Правда, ее КПД постоянно падает. Деньги вкладываются, но эффективность их использования неуклонно снижается. Мы по старинке отсылаем ребят в европейские клубы в надежде на то, что авось выживут. Саша Рябушенко сейчас так поехал, Коля Шумов в Италии пытается закрепиться. Но ведь никто не может сказать, как они там будут готовиться и куда в итоге приедут. Месяц покатаются и домой — тяжело. Три года назад на чемпионате Европы Сергей Новиков занял второе место, Костя Клименков — третье. Новиков полгода побыл в клубе и вернулся. Не выдержал. Клименков, правда, пока катается, но серьезного результата все нет. И именно по этой причине практически все страны, хоть на что–то претендующие в велоспорте, создали собственные клубы, где они могут растить своих спортсменов. Даже в Сербии и Хорватии по два есть...


КСТАТИ


Первые дни чемпионата мира по велоспорту на шоссе принесли белорусским болельщикам немало поводов для оптимизма. Вслед за Еленой Омелюсик, которая привела свою команду к третьему месту в женской «клубной» гонке, на пьедестал едва не приехали Василий Кириенко и Константин Сивцов. Британской команде «Скай», за которую выступают белорусы, не хватило всего 2 секунд для того, чтобы потеснить с третьей ступени пьедестала бельгийскую «Омега Фарма — Куик Степ». Победу одержали гонщики американской BMC, «серебро» у австралийцев из «Орика Гринэдж».


komashko@sb.by


Фото Владимира ШЛАПАКА


Советская Белоруссия №181 (24562). Вторник, 23 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter