Контролеры стали невидимками - запаниковали ли безбилетники?

“Зайцы” и невидимки

Безбилетники уже не поплачутся контролерам в жилетку

Еще в прошлом году “Минсктранс” затеял поэтапный эксперимент: с марта без форменных жилетов контролеры начали ездить в трамваях, а с июля — в троллейбусах. “Зайцы”, пользующиеся электротранспортом, напряглись. Многие стали оплачивать проезд. Эксперимент дал положительный результат, поэтому решили снять жилеты и с контролеров, работающих в автобусах. Корреспондент “НГ” прокатился с ними по нескольким маршрутам.


Нововведение анонсировалось широко. “Минсктранс” загодя предупреждал об этом в СМИ. Соответствующая информация появилась и на его официальном сайте: “Уважаемые пассажиры! С 23.01.2018 года форма работникам контрольно-ревизорской службы предприятия не предусмотрена”. Обоснование — постановление Министерства транспорта и коммуникаций от 07.12.2017 № 40.

С контролерами общественного транспорта Александром Бойко и Валерием Порепко я встретился на диспетчерской станции “Карбышева”. Они были явно не в духе — только что вернулись с “разбора полетов” в ревизионной службе: пришлось отбиваться от необоснованной и оттого еще более обидной жалобы оштрафованного пассажира.

Впрочем, ребята рассказывают об инциденте довольно спокойно — всякое в работе бывает. Меня смутило другое: на них были форменные куртки одинакового фасона, которые отличались только цветом. Пояснили:

— Сняли с нас жилеты, но тут же выдали форменную одежду.

На первый взгляд, куртки неброские, мало ли в чем горожане ходят. Да и работают на линии ревизоры парами, входят в разные двери — в длинном автобусе могут и затеряться.

фото автора
Перед началом каждой смены контролеры получают задание — отработать определенный участок. На нем могут курсировать автобусы нескольких маршрутов. Решаем проверить, насколько внимательны первые пассажиры выехавшего из депо по направлению к Боровлянам автобуса № 143. Просто сидим и наблюдаем за входящими в салон. Александр Бойко незаметно указывает на молодого человека, небрежно прислонившегося к поручню возле выхода. В руке — талон, но компостировать его тот не спешит, а внимательно изучает остановочные пункты на наличие “синих жилетов”.

— Безбилетники любят рассказывать, мол, только что зашли, не успели купить талон и так далее, — говорит Александр. — Но каждый входящий обязан оплатить проезд (“погасить” проездной документ) до следующего остановочного пункта. Этот юноша уже нарушил закон.

Контролеры встают с мест, откидывают нагрудные клапаны на куртках и “обнажают” служебные удостоверения. В руках появляются терминалы для проверки проездных. Появление “из ниоткуда” эффектное. История молодого безбилетника про “только что зашел” не прокатывает. Диалог продолжается уже на остановке. Я провожаю глазами автобус 143-го маршрута. Пассажиры сквозь окна изучают нарушителя.

Многих возмущает сложившаяся практика взимания штрафа за безбилетный проезд. Его можно оплатить на месте, так как контролер является лицом, уполномоченным вести административный процесс. Правда, для оформления протокола требуется паспорт. Если удостоверения личности нет, придется дожидаться наряда милиции. А он может приехать и через час. Но есть еще одна возможность расплатиться за нарушение:

— Задержанный может назвать нам свои данные, а мы звоним в милицию, проверяем информацию — не назвался ли “заяц” чужим именем. Милиционер задает ему контрольные вопросы, например, просит назвать девичью фамилию матери. Если все совпадает, выписываем квитанцию на оплату штрафа.

Кстати, молодой человек, высаженный из автобуса, правильно назвал свою фамилию, а вот дату рождения исказил. Неточности в протоколе помогают избежать ответственности, разъясняют контролеры.

Еще один 143-й. Валерий Порепко обращает внимание на интересный феномен. Хвост “гармошки” полупустой, а спереди — не протолкнуться. Пассажиры высматривают “контору”. Но привычной жилетной “синевы” за окном нет. Фраза “Предъявите проездные документы” звучит более чем неожиданно. В итоге на остановке ежатся от пронизывающего ветра девушка и парень. У девушки паспорт оказался с собой, а парень предъявил фотографию документа в смартфоне (хороший, кстати, вариант).

Козыряние своими правами и полная амнезия по поводу обязанностей — еще одно классическое копье “зайцев” в целой куче сломанных. Штраф пугает далеко не всех. Гораздо досаднее обзавестись “административкой” (информация о правонарушении фиксируется в базе данных МВД), которая в последствии может прервать, к примеру, карьерный рост. Поэтому некоторые нарушители пытаются отбиться от предъявляемого обвинения. В прямом и переносном смысле. Некоторые заявляют, что задерживать их до прибытия милиции “какой-то контролер” не имеет права.

— Задерживать, то есть хватать за руки, удерживать, силой препятствовать уходу мы не можем, — признает Валерий Порепко. — Только попытаться внушить, что лучше оставаться на месте. Ну и чуть-чуть преградить путь к отступлению. С одной стороны, у нас нет таких полномочий, как у милиционеров. С другой — попадаются люди, которых чисто физически заставить стоять на месте не получится. Здоровые мужики, эмоциональные женщины. Из средств защиты у нас лишь уговоры. А еще свисток.

Наглядная иллюстрация. Ревизоры вызывают ожидаемый переполох в автобусе № 113. Мужчина с двумя увесистыми пакетами кается, что решил проехать “зайцем”. Просит войти в положение. Жалуется, что и так сил почти не осталось, даже стоять тяжело. Покорно выходит из автобуса перед контролерами, а потом резко переходит на бег, форсирует косогор и через 300 метров скрывается в арке дома. Сумки при этом не бросает. Вслед лишь беспомощное: “Уважаемый, постойте!..” И трель свистка. Впрочем, его тревожный звук лишь прибавляет “зайцу” прыти. 

К более жестким мерам задержания ревизоры практически никогда не прибегают, поскольку здесь очень легко перейти грань дозволенного. Потом придется отвечать за свои действия, оспаривать жалобы. Впрочем, исключения бывают — если безбилетный пассажир уж очень агрессивно себя ведет. Например, недавно в лицо напарника Александра какой-то буян распылил перцовый газ. Прямо в автобусе. Его оперативно задержали.

Участок отработан, теперь по маршруту в обратную сторону. На прощание — монолог Александра Бойко:

— Я достаточно поработал на транспорте, чтобы сравнивать разные системы контроля. Когда-то взимать штраф с нарушителей можно было без всяких документов. В обмен на деньги просто выдавали половинки квитанций. Если подобное административное нарушение трактуется как малозначительное, зачем его вообще фиксировать в базе данных? Вернулись бы к прежней системе, было бы проще и нам, и пассажирам.

Это далеко не единственное пожелание “моих” ревизоров. Есть общие на всех. Если уж им доверили вести полноценный административный процесс, значит, нужно наделять более широким спектром прав и возможностей. В какой-то мере приравнивать к милиции. Пока что они никак не защищены законом, и “зайцы” их ни во что не ставят.

И еще. Нельзя не согласиться: эксперимент работы без жилетов дал положительный эффект. Контролеры вспоминают, что раньше при дежурстве в трамваях “жилетка” за месяц могла оформить 5—6 квитанций об оплате штрафа. Как только стали незаметными, случалось, до 20 квитанций за одну смену делали. Но зачем тогда облачать ревизоров в форменную одежду? Месяц-другой — примелькаются, станут узнаваемыми. Эффективность работы упадет. И дело здесь не только в зарплате контролера, которая напрямую зависит от количества выявленных нарушителей. Если уж решили радикально бороться с “зайцами”, нельзя ограничиваться полумерами.

БУДЬ В КУРСЕ

Проезд на всех видах городского транспорта без наличия документа, подтверждающего право на проезд, влечет наложение штрафа от 0,5 до 1 базовой величины (сейчас БВ составляет 24,5 рубля). При этом штраф не освобождает от оплаты стоимости проезда. Если безбилетник готов расплатиться на месте, он отделается минимальным штрафом. Пытающимся оспорить решение через суд в случае подтверждения их вины грозит максимальная сумма.

muravsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter