Заявка на охранную грамоту

У всем известных «ворот города» — двух башен на минской Привокзальной площади есть обратная сторона...

У всем известных «ворот города» — двух башен на минской Привокзальной площади есть обратная сторона. Каждая из них — это всего лишь венец огромного квартала в стиле так называемого сталинского ампира. Именно отсюда и начинается тот грандиозный архитектурный ансамбль, который создавался лучшими зодчими Советского Союза в послевоенном Минске. Но до сих пор весь комплекс не был внесен в Государственный список историко–культурных ценностей. Некому было этим заняться. Пока не обеспокоились сами жильцы домов.


Дмитрий Балаш живет в одном из таких зданий — на углу улиц Свердлова и Ульяновской. Он пошел в Министерство культуры и добился того, чтобы его дом взяли под охрану государства. Ему это почти ничего не стоило.


— Дмитрий, а как вы поняли, что ваш дом представляет ценность?


— Не секрет, что российские киношники используют минские улицы в качестве исторических декораций для своих фильмов. Как–то я познакомился с одним приезжим режиссером. Он мне и объяснил, что центральная часть Минска не имеет аналогов ни в России, ни в мире. Если сравнивать с Москвой, чей облик серьезно искажен за последние 20 лет, наша столица — архитектурный заповедник, который может приносить немалые деньги за счет туристов со всего мира. «Здесь есть на что посмотреть. Центр Минска — это белорусская Венеция, золотое дно», — дословно передаю слова московского режиссера. Услышав такое, я был удивлен. Мы привыкли к той красоте, среди которой живем, и перестаем ее ценить... Я же после той беседы пошел в архивы и выяснил, что после войны Минск отстраивался как «идеальный город», каждое здание того времени — неповторимо, маленький шедевр. Были затрачены колоссальные средства, привлечены лучшие архитекторы СССР, в результате чего появились изумительно красивые кварталы. Каждый из нас, кто живет в таком доме, должен быть счастлив и горд этому подарку судьбы. Но мы несем и ответственность за то, в каком состоянии передадим потомкам архитектурное наследие.


— Что вы лично можете сделать для сохранения этого наследия, кроме как ремонт в своей квартире?


— В один прекрасный день я услышал, как мой дом сотрясают удары кувалды. Оказалось: торговцы, которым наплевать на красоту зданий, сбивали декоративные элементы, чтобы прорезать новые входы и выходы, сделать себе еще одну бизнес–точку. Я был в шоке. Была взволнована и моя бабушка — ветеран войны, человек, который на своих плечах вынес с передовой не один десяток солдат. Ведь эти здания, улицы задумывались как памятник народу, победившему в Великой Отечественной войне. Мы решили: надо спасать красоту, пока ее не разбили вконец. Первое, что пришло в голову: обратиться в Министерство культуры. Я уже видел на некоторых домах на проспекте Независимости охранные таблички с надписью: «Прычыненне шкоды караецца па закону».


— Трудно было добиться приема в Минкультуры?


— Я удивился, как легко со мной пошли на контакт. Наталья Дмитриевна Хвир, заведующая сектором управления по охране историко–культурного наследия и реставрации подробно разъяснила, какие документы нужно представить, чтобы государство взяло под защиту наш дом. Я их быстро собрал.


— А много на вашей улице Свердлова таких домов?


— Мой дом — № 26, рядом — № 24. Я подготовил бумаги на включение в госсписок обоих, так как они составляют единый ансамбль с «воротами города». Квартал проектировал Борис Рубаненко, известный как автор жилого района на Малой Охте (1936 — 1941) и школы на Невском проспекте (1939) в Ленинграде. В его команде работали Л.Голубовский, народный архитектор СССР, руководивший также созданием Парка Победы на Поклонной горе в Москве, и Л.Усова, соавтор минских театра юного зрителя, главного учебного корпуса БНТУ, генплана парка имени Горького. Фасады домов богато украшены лепниной, крыши венчают шпили. Стройка закончилась в 1953 году, за несколько лет до «борьбы с украшательством», начатой Хрущевым. С тех пор прошло более полувека. А таких красивых зданий в Минске больше не строят. И хотя послевоенные годы были самыми трудными для страны, для архитектуры это была золотая пора. И золотой запас, оставленный предками, нельзя растерять.


Кстати


Пример Дмитрия Балаша поучителен для многих наших краеведов — не только минских, но и из других городов, которые копят архивы с редкими фотографиями, документами по истории, а на деле используют их редко. Любимое занятие части просвещенной интеллигенции — писать жалобные статьи о том, как разрушаются памятники архитектуры. А можно просто пройтись по улицам своего города или деревни и осмотреться по сторонам: все ли из ценностей — жилых домов, храмов, памятников солдатам минувшей и далеких войн — взято под охрану. В Минкультуры ждут писем и предложений от каждого из нас. Ведь когда заходит речь об ответственности государства за национальное историко–культурное наследие, нужно понимать, что государство — это мы, все его граждане. И от каждого из нас зависит, что из прекрасных творений, созданных в прошлом, перейдет в будущее.


В Минкультуры рассмотрят любые заявления о включении объектов в Госсписок историко–культурных ценностей. Что нужно для внесения дома в этот перечень? Ваше личное заявление, историко–архитектурная справка о доме (информацию можно найти в старых книгах и интернете, а также в архиве научно–технической документации по улице Кирилла и Мефодия, 4, фотографии и карты с указанием расположения здания. Эти бумаги приносите или присылайте в Минкультуры (г. Минск, проспект Победителей, 11). Их за месяц рассмотрит Белорусская республиканская научно–методическая рада по вопросам историко–культурного наследия. Если рада согласится с включением дома в госсписок, то вам пришлют об этом извещение. А ЖРЭО, если здание находится в городской коммунальной собственности, обязано установить за свой счет охранную доску.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter