В Национальном академическом театре им. Я.Купалы состоялась премьера "Юбилей ювелира"

Заяц над бездной

Люди редких профессий часто становятся героями художественных произведений. Ореол загадочности вокруг диковинной специальности вносит дополнительную интригу в рассказ. Создает вокруг героя волнующее неуловимое тремоло в воздухе при каждом его появлении. Парфюмер Жан–Батист Гренуй, герой романа Зюскинда «Парфюмер», несмотря на то, что, в сущности, был кровопийца и убийца, покорил взыскательных читателей всего мира. За прирожденный природный дар интеллектуалы прощали ему все, даже садистские наклонности. Не знаю, смотрел ли автор романа советскую мелодраму «Опасный возраст», созданную в начале 80–х, там образ эксперта–парфюмера Наркиса Михайловича убедительно воплотил актер Юозас Будрайтис. Так что с буднями парфюмера наш читатель и зритель был знаком уже до романа Зюскинда. Наркис Михайлович садистом, правда, не был, главным его минусом являлась слабохарактерность. Героиня сатирической комедии Юрия Мамина «Окно в Париж» импульсивная Николь занималась таксидермией — изготавливала чучела животных. (Мрачный образ чучельника можно встретить сразу в нескольких европейских кинокартинах.)


Как понятно из названия премьерного спектакля Национального академического театра имени Я.Купалы «Юбилей ювелира» в постановке режиссера Александра Гарцуева — главный герой Морис Ходжер (Георгий Малявский) имеет некоторое отношение к драгоценным металлам. Но подождите завидовать: Морис разорен, практически беден и страдает от неизлечимого заболевания. Как сообщает ему вызванная для оказания медицинских услуг сиделка Кэти (Зоя Белохвостик), счет идет практически на недели. Но Морис настроен решительно: он намерен встретить свое 90–летие, потому что ждет в гости Королеву, с которой познакомился когда–то в молодости. Ту симпатию к королевской особе Морис пронес через годы, чем вызвал, конечно же, стойкое неудовольствие со стороны своей жены Хелены (Наталья Кочеткова). Хелена уверена, что Королева про юбилей Мориса давным–давно забыла, у нее хватает других дел и ни в какие гости она не собирается. В спектакле два интересных актерских состава, и как в любой постановке с минимальным количеством действующих лиц, пристальным вниманием к их внутреннему миру и переживаниям, смотреть нужно оба.

Автор пьесы британский драматург и актриса Никола МакОлифф к образу Королевы и всего, что с ней связано, подошла, наверное, даже с большим пиететом, чем ее коллега Питер Морган, автор сценария картины «Королева» с Хелен Миррен и пьесы «Аудиенция». В российской премьере Елизавету II сыграла Инна Чурикова. В частности, в сценарии «Королевы» Морган позволил себе некоторые сатирические нотки в описании жизнедеятельности Букингемского дворца. Актриса Хелен Миррен за свою сложную и многогранную работу получила премию «Оскар»: ей было там что играть — автор сконцентрировался на конкретном эпизоде, гибели принцессы Дианы. Как ее восприняли в королевской семье и отреагировала сама Елизавета — это и являлось главной приманкой для зрителя. Но такт и баланс вкуса сохранить удалось — в желтизне «Королеву» никто не обвинил. МакОлифф создает чисто лирический образ, почти пасторальную сентиментальную картину. Без колкостей и шпилек. Общее настроение и эмоциональные установки парадоксально роднят главного героя Мориса с образом Леонида Брежнева из фильма «Заяц над бездной»: там Ильич свой визит в Молдавию по воле фантазии авторов тоже завершал романтической встречей с английской королевой Елизаветой II. Ее воплотила звезда «Зимней вишни» Елена Сафонова. Как видим, авторы обращаются к монаршей особе довольно часто. Режиссеру и купаловским актерам «Юбилея ювелира» эта пасторальность вполне по душе: сцены встречи молодого Мориса и только готовившейся вступить на трон Елизаветы созданы подчеркнуто учтиво, с соблюдением всех требований этикета. Если кому–то такой юбилей покажется суховатым, никто и не обещал безудержного веселья. Артисты отметили его по–свойски и деликатно, в кругу своих преданных поклонников, не пропустивших театральную премьеру в самый разгар лета.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter