Завязка. Кульминация. Открытый финал...

Белорусские ракетчики в Ашулуке стреляли точно в цель. Жертв и разрушений нет!
Белорусские ракетчики в Ашулуке стреляли точно в цель. Жертв и разрушений нет!

...Международные террористы обнаглели. Их активность в Прикаспийском, а также в прилегающих к нему районах Кавказского и Центрально–Азиатского регионов резко возросла. Цель — дестабилизация межгосударственных отношений. По Армении пронеслась волна терактов.

Государства — участники Соглашения о создании Объединенной системы ПВО подписали Соглашение о создании объединенной региональной группировки авиации и противовоздушной обороны в Кавказском регионе, усиленной ВВС и войсками ПВО Беларуси, войсками ПВО Таджикистана и частью сил командования специального назначения России...

Такова была фабула совместного учения войск Объединенной системы ПВО стран СНГ «Боевое содружество–2005» в Астраханской области на полигоне Ашулук.

Ан–72. Высота — 5.700 метров, скорость — 400 километров в час. Уже в самолете по дороге на Ашулук мы, журналисты, прониклись буднями военной авиации, готовой к любым учениям. Там же я стал свидетелем одного из негласных авиационных ритуалов: летчик нашего экипажа впервые пересекал по воздуху границу Беларуси, что обязательно сопровождается традиционным пинком...

Пролетая над Волгоградом, начали готовиться к посадке, хотя особых требований пилоты не выдвигали — в военных самолетах, в отличие от гражданских, запретов на передвижения по салону или, к примеру, пользование сотовыми телефонами не существует.

— А почему одни мужики? — земляки в погонах явно соскучились по женскому обществу. Журналистский десант еще несколько часов назад находился на родине, поэтому наш борт встречали с особым теплом и ноткой ностальгии. Вместе с тем в настроении наших военных чувствовалась напряженность: завтра кульминация их двухнедельного пребывания на полигоне — боевые стрельбы.

Такого количества генералов я не видел нигде. Понаблюдать за пуском ракет приехали министры обороны России, Беларуси, Таджикистана и Армении, наблюдатели от Украины и Узбекистана.

...Радиотехнические подразделения обнаружили два боевых самолета, нарушивших государственную границу в воздушном пространстве. Начальник войск ПВО Армении генерал–майор Арарат Амбарян принял решение уничтожить их огнем подразделений зенитных ракетных войск с применением зенитно–ракетных комплексов средней дальности. В воздушный бой вступила 96–я зенитная ракетная бригада под командованием полковника Гагика Саргсяна.

Оружием условного противника выступила ракета–мишень «Стриж–3». Как только поступил доклад о том, что мишень стартовала, в небе над барханами показалась огненная точка. Навстречу ей с оглушительным ревом взмыла ракета комплекса С–300. Через несколько секунд полет «Стрижа» был прерван яркой вспышкой подрыва. На командном пункте раздались аплодисменты и громкие возгласы одобрения. Боевые пуски ракет С–300 армянские и белорусские расчеты выполняли вместе, используя одну технику.

Тем временем радиолокационная разведка обнаружила два транспортных вертолета, которые, прикрываясь боевой авиацией, перевозили боеприпасы для боевиков–террористов. Действия транспортных вертолетов обозначались светящимися авиационными бомбами. До своих вертолеты не долетели — пара МиГ–23 ВВС Российской Федерации ракетным ударом уничтожила «вертушки» бандформирований.

Третий эпизод учений разыгрывали войска ПВО Таджикистана. Буквально накануне коалиционных учений «Боевое содружество–2005» таджикские расчеты проходили доподготовку в нашей 115–й зенитной ракетной бригаде.

— Белорусские специалисты считаются одними из лучших, — рассказал командующий войсками ПВО Республики Таджикистан Мирали Рахматов. — Я удовлетворен хорошей подготовкой нашего расчета. Это подтвердили и отличные пуски на недавней тренировке. Символично, что вы протянули нам руку помощи в год 60–летия Великой Победы. Мой отец в годы Великой Отечественной войны участвовал в боях за освобождение Белоруссии от немецко–фашистских захватчиков.

...Действия противника на этот раз обозначались парашютной мишенью. Прозвучала команда: «Пуск!» Ракета устремилась к цели — есть подрыв!

А дальше в небе появилась российская авиация. Бомбы метали самолеты Су–24 и Су–25, элементы воздушного боя виртуозно показали пилоты МиГ–29.

После россиян свое умение показывала 15–я зенитная ракетная бригада ВВС и войск ПВО Республики Беларусь. Для наблюдателей командного пункта картина получилась та же: две огненные точки, встречные ракеты, подрыв. Только потом выяснилось, что после старта в одной из ракет произошел прогар двигателя. Это означало, что вероятность успешной стрельбы снизилась почти наполовину. Но наши и в таких условиях оказались на высоте не только в прямом, но и в переносном смысле.

На пресс–конференции министр обороны России Сергей Иванов отметил, что удовлетворен итогами стрельб. Он подчеркнул, что белорусские расчеты уже выполняли пуски на полигоне Телемба в Читинской области. И в Забайкалье, и в Ашулуке задачи нашими военными выполнены на «отлично».

Кстати, я оказался, пожалуй, единственным журналистом, кому удалось пообщаться с российским министром лично.

— Сергей Борисович, с белорусами в разведку пошли бы?

Профессиональный разведчик двусмысленность вопроса понял, но виду не подал:

— Пошел бы, тем более что в белорусских лесах я бывал.

— На охоте или рыбалке?

— Нет, как военнослужащий. Хотя охота и рыбалка тоже хорошее дело.

После этих слов опешивший от напора журналиста генералитет, плотным кольцом окруживший Сергея Иванова, вышел из ступора и мягко оттеснил меня из поля зрения министра. Зато прямо передо мной оказался главком российских ВВС Владимир Михайлов, которого я не мог не спросить о работе белорусских летчиков и войск ПВО:

— Белорусы — молодцы! — отчеканил генерал армии. — Западные рубежи России надежно защищены вашими силами. Я всегда своим подчиненным ставлю в пример белорусов. Говорю, смотрите, как надо служить, учитесь!

Так же уважительно отзывались о белорусских Вооруженных Силах и высокие военные чины из других стран.

Подводя итоги учений, представители министерств обороны государств–участников отмечали, что на одном российском полигоне всем была дана возможность потренироваться, проявить себя. Как главную особенность учения министр обороны России отметил использование единого командного пункта:

— В 2001 — 2003 годах каждое из государств привозило на полигон Ашулук свой командный пункт. В этом году впервые мы создали единый командный пункт, на котором работали расчеты всех государств, принимающих участие в учении. Этот командный пункт, по сути, является прообразом объединенной группировки сил ПВО, которую мы можем создать в любом регионе, — сказал Сергей Иванов.

Кстати, российский министр не исключил и создание единой европейской системы противоракетной обороны:

— В принципе, это возможно. Россия выступает с инициативой создания нестратегической системы ПРО Европы, — заявил министр по окончании учений. — Россия внесет достаточный вклад в эту систему, в том числе за счет вооружений, которые были продемонстрированы сегодня на Ашулуке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter