Завтра туриста

Географическая и историческая уникальность страны должна приносить прибыль Ильфа и Петрова я люблю за универсальность.
Географическая и историческая уникальность страны должна приносить прибыль

Ильфа и Петрова я люблю за универсальность. Ну не восхитительны ли эти строки: "...Идешь прямо к нему и после первых же приветствий отнимаешь деньги. И все это, имейте в виду, по-хорошему, вежливо: "Сэр, не волнуйтесь. Придется вас маленько побеспокоить. Ол райт. Готово". И все. Культура! Что может быть проще? Джентльмен в обществе джентльменов делает свой маленький бизнес".

Каждый раз, отправляясь в турпоездку, чувствую себя персонажем "Золотого теленка", который то и дело на блюдечке с голубой каемочкой приносит деньги разным остапам. От продавщиц сувенирных лавок до уличных актеров, то и дело норовящих с тобой сфотографироваться. Причем сколько денег ни бери, вся сумма улетает со скоростью пули. "Вот за этими окнами Пушкин писал своего "Онегина", на этом мосту когда-то был "Чижик-пыжик", а это лучшая гостиница - 1.000 долларов за ночь, а здесь можете бросить копейку на счастье", - такая обзорная экскурсия в Питере стоит 3 доллара. То же самое, только в белые ночи, плюс развод мостов - 10 долларов. Причем не надо далеко ходить в поисках экскурсионных бюро. В самом центре города, перекрикивая один другого, местные гиды ловят зазевавшихся туристов, тут же сажают в автобус и покатили: Петергоф, Павловск, Царское Село. А там уже - открытки, шкатулки, картины, сувениры. Только успевай кошелек доставать. Возвращаешься в Минск - тишина... Ни сувенирных лавок, ни уличных актеров, ни "доставал"-экскурсоводов, ни даже мальчишек, навязчиво предлагающих тебе открытки с городскими видами. По всему видно: туристов у нас не ждут. Они, естественно, и не особенно едут.

"Бегать за залетными туристами - кому это нужно? - говорит руководитель "Санни трэвел энд трэйд" Александр Ванюков. - Овчинка выделки не стоит. В Петербург едут миллионы, к нам, насколько я знаю, - 60 тысяч. Простая истина: спрос рождает предложение. Будут туристы - появятся и лавки. Миром правит интерес. Пока у человека не будет личной заинтересованности в деле, он не станет вкладывать в него деньги". А туристы, по прогнозам туристических деятелей, появятся не скоро. Во-первых, сегодня им приходится провести несколько часов томного ожидания на границе. А это не прибавляет оптимизма ни одному нашему гостю. "После такой поездки он в жизни сюда не поедет, хоть Кремль ему здесь сооруди и золотом разукрась", - уверен директор туристической компании "Вокруг света" Ярослав Нехай. Но даже если это не принимать в расчет, 60-долларовый консульский сбор - это беспрецедентно. Во Франции он - 30 евро. Так там и Версаль, и Елисейские поля, и Эйфелева башня. А у нас даже матрешку не везде купишь. Нужно реально оценивать свой потенциал.

Сами посудите, ко многим историческим памятникам даже дороги не заасфальтированы. Ни один музей в Беларуси не проводит экскурсии на иностранном языке. "А переводить по ходу русскоязычную экскурсию, которая длится 45 минут и стоит 40 долларов, невыгодно, - говорит начальник отдела въездного туризма компании "Вокруг света" Елена Лопатко. - К тому же ее нужно переделывать, учитывая менталитет иностранцев, убирая ненужные детали, подробности, факты, которые важны для белорусов, но не представляют никакого интереса для итальянца или немца". У музеев нет своих буклетов, открыток, у гостиниц - сайтов. Турист никогда не узнает, где и какие фестивали, праздники, интересные события проходят в Беларуси в период его пребывания здесь и что ему следовало бы посетить, потому что в гостиницах даже нет карты города с отмеченными на ней достопримечательностями, на которые стоило бы посмотреть. И знакомство с Минском какого-нибудь залетного шведа чаще начинается и заканчивается проспектом Франциска Скорины или Машерова и всеми злачными местами, которые на них расположены.

А ведь можно этого туриста "схватить" еще до того, как он зайдет в ближайший ресторан или казино, посадить, как в Питере, в автобус - и вперед: Дудутки, Хатынь, Мирский замок, усыпальница Радзивиллов, да мало ли интересных мест? 10 долларов за поездку. А на месте туристы оставят еще три раза по 10, если там вовремя продавцы с матрешками и соломенными кониками подсуетятся. А на обратной дороге - ресторан. По самым скромным подсчетам специалистов, за пару дней турист оставляет в наших барах и ресторанах 600 долларов. Японец - тысячу. Только вот экскурсионные автобусы ждут их не возле гостиниц, на проспекте, а на улице Танковой, о чем даже не все минчане знают. Это то же самое, что охотиться на зайцев в кукурузном поле.

В том, что не развита у нас инфраструктура туристического бизнеса, виновата не только и не столько высокая стоимость визы. Правильно говорят менеджеры по туризму: сначала нужно создать привлекательность страны, а потом цену устанавливать. А кто ее должен создавать? "Львиную долю средств на создание имиджа страны следовало бы выделять из государственного бюджета, как это делается во всем мире, - считает директор Национального агентства по туризму Чеслав Шульга. - Задача частных фирм - разработать свой конкретный маршрут и его продать. Но не заботиться в целом о привлекательности страны. Во-первых, они это не потянут, во-вторых, им это не нужно".

А вот мне все-таки кажется, что все, что связано с туризмом, должно быть отдано в частные руки. Из Дудуток вон какую конфетку сделали! Сколько там денег турист теперь оставляет? И на сыр крестьянский, и на то, чтобы в гончарном деле себя попробовать, окунуться в атмосферу белорусской провинции XIX столетия. Не считали ведь, создавая музей, что смысла нет, все равно туристов мало. Почему бы то же самое не сделать и в Строчицах, единственном в Беларуси музее культуры и быта под открытым небом? Все экспонаты музея (а их около 20 тысяч) собраны в разных областях Беларуси. Дома, церкви, сараи разбирали и целиком перевозили на территорию Строчиц. Уникальность, которая может приносить прибыль.

Туристы - люди щедрые. И продавать им можно все, даже воздух. В Кракове, к примеру, зарабатывают на... голубях. Приручили сотни птиц на центральной площади, а теперь продают зерно прохожим, желающим покормить голубей прямо с руки. В Пекине посещение больницы, где еще месяц назад находились многие жертвы вируса атипичной пневмонии, входит теперь в программу обзорной экскурсии по городу и стоит примерно 4 доллара. Это медицинское учреждение было сооружено за 8 дней и могло принять до 700 больных. В общем, зарабатывать на самом-то деле можно на каждом кусте, под которым сидел Наполеон. Было бы желание.

Туристические агентства с радостью будут показывать иностранным гостям наши "жемчужины" и зарабатывать на этом деньги. Но инвестировать их реставрацию - увольте. А если бы все 400 турфирм собрались и положили на чашу весов 50 процентов, может, и государство изыскало бы еще половину? Александр Ванюков со мной не согласился: "По арендной плате туризм приравняли к игорному бизнесу. Это просто немыслимо! Дополнительный налог на создание имиджа. По-моему, это уже слишком". "Другое дело, если бы часть этих налогов целевым назначением пустить на реконструкцию памятников и на создание инфраструктуры. Получилась бы приличная сумма, - предлагает главный специалист "Беларустуриста" Надежда Суслова. - Мы вносили уже это предложение. Никто не поддержал..."

Не хватает нам энергии и напористости, чтобы пробить решение даже самых сложных вопросов. Помните булгаковское: "Разруха - она в головах". Каждый должен внести какую-то лепту, а не делить: мое - не мое. В Украине в этом году проводят эксперимент: консульский сбор снизили до минимума (10 - 15 долларов) и открыли "зеленый коридор" для автобусов с иностранными туристами. Теперь они проезжают через границу за считанные минуты. Кто знает, возможно, украинский опыт будет нам примером и гарантией того, что при этих условиях количество туристов у нас сразу увеличится.

Правда, кое-какие шаги все же делаются. Но очень медленно. Национальное агентство по туризму в минувшем году издало 8 путеводителей и сняло 12 видеофильмов. Однако не все гостиницы могут позволить себе купить их. А по книжным магазинам турист бегать не будет. К тому же тираж буклетов - всего 5 тысяч. "Мало, - соглашается Чеслав Шульга. - Но зато своим примером мы подзадорили и других издателей". Кроме того, по его словам, нынче планируется открыть три туристско-информационных центра на базе Белорусской железной дороги в Минске, Бресте и Гродно. Здесь будут сконцентрированы большинство рекламно-информационных материалов, раскрывающих туристский потенциал страны, сувенирная продукция плюс появится возможность сделать заказ на любую туристскую услугу на территории Беларуси. В планах также создание фонда поддержки туризма. Глядишь, что-нибудь и получится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter