Минск приветствует саммит СНГ

Завтра начинается сегодня.

Минск дает путевку в жизнь стратегическим решениям

Минск дает путевку в жизнь стратегическим решениям

 

Величественность нового символа белорусской государственности — Дворца Независимости — под стать темам, обсужденным на первом официальном мероприятии, прошедшем в его стенах. Решения, принятые Высшим Евразийским экономическим советом, не только открывают новую страницу интеграционных процессов «тройки» — Беларуси, России и Казахстана. Они, без преувеличения, вовлекают в орбиту новой геополитической реальности все постсоветское пространство.


То, что все это происходит в Беларуси, — повод для серьезных обобщений. Минск в очередной раз подтвердил статус благоприятной площадки для принятия важнейших интеграционных решений. Так, именно у нас в ноябре 2009 года принимались Таможенный кодекс и Единый таможенный тариф. После чего, собственно, и началось практическое функционирование Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. На этот раз в Минске впервые предметно и публично обсуждались конкретные положения документа, закладывающего основы функционирования еще более тесного интеграционного объединения — Договора о Евразийском экономическом союзе. Это был основной вопрос саммита глав государств «тройки», к работе которых чуть позже присоединились президенты Армении, Украины, Таджикистана и представитель Кыргызстана.


Как видно, к тройственным инициативам все больший интерес проявляют наши соседи по бывшему Советскому Союзу. Они привлекательны уже тем, что предлагают новое качество движения навстречу. Отсюда и высокая мера ответственности при закладке изначальных принципов функционирования нового межгосударственного объединения. На это Александр Лукашенко, приветствуя на правах председательствующего участников заседания Высшего Евразийского экономического совета, обратил особое внимание:


— От того, какой договор мы создадим, будет зависеть и успех нашего нового интеграционного объединения, и его привлекательность для других стран. Следовательно, это напрямую повлияет на развитие взаимоотношений между государствами огромного региона. У каждого партнера свое видение перспектив. Это нормально. Однако мы обязаны найти те решения, которые устраивают всех. На наш взгляд, это возможно.

Президент Беларуси предложил придерживаться нескольких основополагающих принципов в дальнейшей созидательной работе. Во–первых, развитие интеграции должно представлять движение вперед в устранении любых барьеров на пути всестороннего взаимовыгодного сотрудничества. Мотив этой рекомендации очевиден:


— К сожалению, сегодня, несмотря на проведенную нами работу, количество изъятий и ограничений не уменьшилось. По некоторым направлениям даже возросло.


Во–вторых, подчеркнул Президент, мы не можем продуктивно двигаться дальше, не выполнив наши предыдущие договоренности. Не достигнув тех прагматичных и практических целей интеграции, о которых не раз заявлялось ранее.


В–третьих, Александр Лукашенко посоветовал не опасаться передачи дополнительных полномочий на наднациональный уровень:


— Суверенитет — не икона. Все имеет свою цену. И если мы хотим жить лучше, то надо чем–то жертвовать. Главное — это благополучие людей.


И вот на что я обратил бы здесь внимание читателя. Мы не отдаем часть суверенитета кому-то на сторону. Александр Лукашенко на этот счет в последнее время высказывался не раз. Речь идет о делегировании  определенных полномочий органу, созданному нашими странами. Он выполняет поручения глав наших государств и им подотчетен.


В–четвертых, аналогичный подход, по мнению Президента, стоит применять и при определении архитектуры будущего союза с его структурой органов и механизмов принятия решений. Эти компоненты должны быть понятными, оптимальными и, главное, — эффективными. Функции комиссии не должны размываться. Президент выделил:


— Особо хочу подчеркнуть, что мы создаем не межгосударственное образование, а совместный орган государственного управления, который должен принимать решения каждый день. И эти решения должны исполняться на всей территории нашего союза.


И, наконец, пятое — отношения с партнерами по СНГ. С одной стороны, скажем, Армения декларирует желание присоединиться к пока «тройке». С другой — Украина, например, стремится к ассоциации с ЕС. Векторы разные, что подталкивает к необходимости выработки конструктивных механизмов взаимодействия с этими странами. Позиция Минска на этот счет такова:


— Беларусь, безусловно, приветствует присоединение к Таможенному союзу новых партнеров. Это делает его более устойчивым. Поэтому двери в наше объединение всегда открыты для других стран. Однако надо четко понимать, что Армении необходимо проделать тот же путь интеграции, который уже прошли Беларусь, Казахстан и Россия. И принять на себя все обязательства в полном объеме... Что касается Украины, то важно, чтобы она, двигаясь в сторону ЕС, не закрыла для себя возможность участия в Таможенном, а в дальнейшем — и в Евразийском экономическом союзе... Это не простые вопросы.


Правительствам трех стран надлежит дать четкий сигнал, в каком направлении двигаться дальше. Чтобы они в сжатые сроки, не нарушая договоренностей по дальнейшему движению вперед, выработали приемлемые решения.


Таким образом председательствующий задал тон для очень серьезного и откровенного разговора. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, взяв слово, коротко напомнил о плюсах, которые уже сегодня дает наша интеграция. Они очевидны, о них уже много сказано. Выражаются в динамике товарооборота, некоторых других параметрах. Но все же это лишь первые промежуточные достижения. Нурсултан Назарбаев предложил вдумчиво проанализировать имеющиеся минусы. Сделав уточнение, что это минусы рабочие. Вопросы в любом серьезном деле будут возникать всегда. И именно для того, чтобы они решались, о них сначала нужно открыто говорить, а следом оперативно принимать решения.


Президент Казахстана сказал об усложнении условий взаимной торговли внутри Таможенного союза:


— Используются нетарифные технические барьеры, завышенные санитарные, фитосанитарные нормы, слишком жесткие меры по сертификации, квотирование...


Последствия, по словам Нурсултана Назарбаева, налицо:


— Например, молоко из Беларуси... Иногда создаются заведомо непроходимые условия. Требуются нормы, отсутствующие в санитарных сертификатах наших стран (Беларуси и Казахстана. — Прим. ред.). В итоге отмечается снижение поставок белорусских продовольственных товаров на рынок России. Так же как и нашего мяса... Расширение сферы техрегулирования идет вразрез с нашей политикой по улучшению бизнес–среды... Имеются вопросы по электроэнергетической сфере... Казахстан не может транзитом через территорию России продавать электроэнергию в Беларусь... Со стороны предпринимателей подвергается большой критике Таможенный кодекс Таможенного союза. Обращается внимание на необходимость его либерализации. На максимальное упрощение таможенных процедур на внешних границах...


Назвав очевидные проблемные точки, Президент Казахстана озвучил вывод, схожий с оценкой белорусского коллеги, высказанной на недавней его встрече с руководителями крупнейших СМИ СНГ. Александр Лукашенко тогда сказал, что пока не удовлетворен качеством работы наднационального органа — Европейской экономической комиссии. Нурсултан Назарбаев словно продолжил эту мысль:


— Созданная нами Евразийская экономическая комиссия должна быть направлена на устранение вот этих диспропорций и барьеров... Комиссия наша — наднациональный орган. Созданный для обеспечения функционирования Таможенного союза, Единого экономического пространства. Для разработки предложений по развитию наших отношений. Вместе с тем в комиссии наблюдаются явная политизация работы, распыление средств и усилий на углубление интеграционных процессов.


Здесь прозвучал тезис о непременной важности соблюдения последовательности исполнения принимаемых президентами решений. По энергетике, железнодорожным тарифам, условиям транспортировки энергоресурсов. Они должны быть едины. Но на исполнительном уровне это все еще не зафиксировано. Почему? Со слов Президента Казахстана можно предположить, что одна из причин в следующем:


— Российские члены комиссии принимают участие в заседаниях правительства России, получают соответствующие установки, хотя согласно нашему договору все ее члены не подотчетны никакому из наших правительств... Нельзя допускать нарушений регламента работы со стороны комиссии.


А наметившийся перекос приводит к тому, что еще до реализации договоренностей высшего уровня плюс к ним предлагаются новые инициативы. На что Нурсултан Назарбаев вполне справедливо поинтересовался:


— Какой плюс? Давайте сделаем, что мы договорились, а потом пройдем плюс или два плюса...


Вот здесь подумалось: очень хорошо, что президенты не прячут остроты своих дискуссий. Слишком уж елейно выглядела бы бумажная гладкость серьезного глобального процесса. Он идет. А движения без трения, как известно, не бывает. Идет процесс очень тонкой настройки всех механизмов взаимодействия. А открытость партнеров даже во взаимной критике и самокритике ему только на пользу. Ведь оценки дают не только государства–участники. Внимание здесь гораздо более обширное. Очень неожиданно прозвучало сообщение Нурсултана Назарбаева о том, что вопросы о присоединении к Таможенному союзу ему при личной встрече задавал премьер–министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Владимир Путин на этот счет заметил, что с инициативами создания зоны свободной торговли с ТС — ЕЭП к нему обращались представители руководства Индии.


Президент России не стал отрицать, что прозвучавшие критические замечания резонны и вполне справедливы. Согласился с тем, что надо дальше реализовывать принятые ранее решения, устранять изъятия во взаимной торговле. Заметив, что это работа с двусторонним движением на основе взаимных компромиссов.


Справедливо. А последовавшие далее слова Владимира Путина, несомненно, выражают общее мнение глав государств «тройки»:


— Очень важно, чтобы договор о Евразийском экономическом союзе включал в себя долгосрочные цели нашего взаимодействия. В нем необходимо отразить новое качество интеграции по сравнению с нынешними Таможенным союзом и Единым экономическим пространством... Вряд ли у кого–то есть сомнения, что региональная интеграция, а весь мир идет по этому пути, — наиболее действенное средство для максимального использования внутренних ресурсов роста, повышения конкурентоспособности на мировых рынках. Вместе мы сильнее и нам проще реагировать на глобальные вызовы.


Похоже, что именно в этом ключе продолжилась работа без прессы. Острота вскрытых проблемных тем потребовала вдумчивого осмысления. Участники заседания общались несколько часов. После чего Президент Беларуси констатировал:


— Мы с коллегами договорились о том, какие конкретные поручения будут даны представителям наших стран по доработке договора... При этом хочу подчеркнуть, дискуссия была острой, но мы решили все вопросы по договору. Мы пришли к единому мнению и приняли соответствующее решение. Принятые решения продемонстрировали неуклонное стремление стран — членов ТС и ЕЭП к дальнейшему поступательному углублению интеграционных процессов.


Воздержусь пока от детального раскрытия этих тезисов. Материал был завершен, когда все временные границы сдачи газеты в печать и без того были нарушены. А тем для глубоких диспутов экономистов, социологов, политологов, журналистов — масса. И на этом, как и на высшем уровне, разговор будет продолжаться. А главное увиделось в двух моментах.


Откровенными публичными переговорами президенты сами дали сигнал о том, что формат обсуждения интеграционной проблематики абсолютно честный. Здесь нет тайн и подковерных комбинаций. Каждая сторона заинтересована в общих успехах, соотнося их со своими выгодами. Это нормально. Так и должно быть. Большое дело имеет смысл только в том случае, если однозначный выигрыш просматривается в любом раскладе. При соблюдении общих правил, конечно. Это первое. А второй основной итог, на мой взгляд, в том, что главы государств сошлись во мнениях о том, как преодолеть все текущие дисбалансы строительства нашего союза. Он набирает силу. Притягивает внимание многих государств. В общении с журналистами Александр Лукашенко констатировал:


— Мы (белорусская сторона. — Прим. ред.) с самых ранних этапов интеграции последовательно придерживались позиции о том, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве, несомненно, являются благом для экономического развития их участников. А в конечном итоге — для простых людей, граждан этих государств. Мы ни перед кем не закрываем дверь в наше объединение. А если кто–нибудь ее перед собой захлопнет сам, это будет противоестественно. Наши народы слишком многое связывает, чтобы мы отгораживались друг от друга.


Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин также сказали о конструктивном характере прошедшего заседания. О том, что решены все актуальные вопросы. На вопросы журналистов об отмене изъятий и ограничений из режима взаимной торговли все три президента ответили, что на этот счет решение принято. Да, Казахстан по некоторым позициям хотел бы постепенного перехода, Минск готов к более быстрому движению. Но важно, что Россия декларирует намерение двигаться к решению соответствующих вопросов в энергетике, транзите, других чувствительных для партнеров вопросах. Разумеется, на основе взаимных компромиссов, с чем абсолютно согласны белорусская и казахстанская стороны.


И еще один важный момент. Владимир Путин озвучил общую позицию «тройки» по поводу возможной ассоциации Украины с ЕС. Мы не против этого. Поскольку не можем быть против суверенного выбора самостоятельного, независимого государства. Но скоротечная ассоциация с Европейским союзом однозначно закроет Украине путь к евразийской интеграции. И это не эмоциональное заявление, а чистый экономический расчет. Итогом соглашения станет открытие Украиной своей экономики для Европы, с которой у нас действует пока иной режим. И молниеносное его изменение однозначно чревато серьезными проблемами. Последствия которых в итоге лягут на наших граждан. Будут и другие проблемы, но эта — главная. В итоге Таможенный союз будет поставлен перед необходимостью защищать свой рынок. И если понадобится — это будет сделано.


Очень информативный посыл для основательного анализа. Финал работы Высшего Евразийского экономического совета во многом задает тональность для очень вдумчивых дискуссий сегодняшнего дня — в контексте заседания Совета глав государств СНГ.


А в «тройке» дальнейшее движение будет таким: Александр Лукашенко сообщил журналистам, что следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета пройдет в Москве уже в декабре. А Нурсултан Назарбаев рассказал, что к маю должен быть готов к подписанию проект Договора о Евразийском экономическом союзе. С тем, чтобы в оставшееся до 1 января 2015 года время его могли ратифицировать национальные парламенты. С этой даты Союз начнет полноценно функционировать.


Вчерашний большой интеграционный день в Минске завершился двусторонней встречей Президентов Беларуси и России. В беседе Александр Лукашенко оценил результаты заседания Высшего Евразийского экономического совета так:


— Не скажу, что это прорыв, но большой шаг мы сделали в результате сегодняшней работы.


Владимир Путин с этим согласился и заметил:


— Вы как Председатель смогли интеллигентно разрулить развязки, и в результате мы смогли выйти на общие согласованные позиции практически по всем вопросам.


Кстати, в СНГ, как известно, Беларусь тоже председательствует. Сегодня главы государств Содружества работают в Минске.

 

Советская Белоруссия №202 (24339). Пятница, 25 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter