Бизнес на селе может решить вопрос с безработицей и сделать жизнь деревенских жителей комфортнее

Заводик в огороде

Раньше говорили: деревня кормит город. Сегодня, к сожалению, она не всегда может прокормить даже своих жителей. Там, где есть крепкие хозяйства, жизнь налажена на хорошем уровне. Но так не везде. Именно поэтому ставка делается сейчас и на самозанятость, и на развитие предпринимательства.

Будущий бизнесмен Сергей Ракецкий уверен, что его восковые свечи заинтересуют потребителей
Фото автора
В  деревне Комарово Мядельского района 11 утра. Корреспонденты приглашены на презентацию Школы сельского бизнеса. Пресс-конференция назначена на летней террасе кафе между двумя магазинами. В их дверях то и дело мелькают мужчины с пивом и водкой в руках. “А это утро сельских “бизнесменов”, — кто-то иронично комментирует далеко не пасторальную идиллию. Впрочем, чему удивляться, подобный контингент есть и в городах. Существующий стереотип о пьющем сельском населении не дает права рисовать всех краской одного цвета. Хотя бы потому, что напротив этих самых магазинов в Центре развития сельского предпринимательства 15 жителей Мядельского, Островецкого, Поставского и Сморгонского районов усердно сидят за партами и слушают бизнес-тренеров из Минска. И не развлечения ради — ради дела, которое они собираются открыть.

Сергей Ракецкий из курортного поселка Нарочь 25 лет проработал в школе учителем физкультуры. В прошлом году решил оставить педагогическую стезю:

— Захотелось чего-то другого. Понимаю, что в 48 лет начинать новое сложно, а для некоторых и странно. Даже жена первое время относилась к моему решению довольно скептично. Но мне кажется, если ты любишь то, чем ты занимаешься, у тебя обязательно все получится.

А занимается Сергей пчелами. Это увлечение он перенял у своего прадеда. Говорит, что в память о нем даже реставрировал несколько старинных ульев. В прошлом году Ракецкий стал ремесленником, начал реализовывать мед. Но этого ему показалось мало: 

— Заметил, что ежегодно у меня, впрочем, как и у других пчеловодов, остается около 20 килограммов воска. Кроме того, как менять его на вощину, никто не знает. Как его еще можно использовать? Решил открыть свечной заводик. Раньше восковыми свечами нельзя было никого удивить. Сегодня же и на рынках, и в магазинах, и в церковных лавках в основном продаются дешевые парафиновые аналоги. Но ведь есть разница, чем дышать, — парафином, при горении которого выделяются токсичные соединения, или экологически чистым воском. 

Ракецкий уверен, что его свечи должны пользоваться спросом: 

— Сел у компьютера, зажег восковую свечку и пусть она нейтрализует вредные излучения. Не обязательно, чтобы свеча была длинной и тонкой, как в храме. Можно ведь выливать и очень интересные фигуры, которые будут стильно смотреться в детской или гостиной.

Похоже, у Сергея много идей. Но откуда физруку взять знания для их реализации? Пришлось снова сесть за парту. Благо на глаза вовремя попала информация о наборе учеников в Школу сельского бизнеса, которая работает в настоящее время в Комарово Мядельского района. Школа — одно из направлений проекта ЕС “Развитие сельских территорий в Республике Беларусь: Повышение роли сельского предпринимательства в Беларуси путем создания и бизнес-инкубатора”, который реализуется МОО “Экопартнерство” и ОО “Женщины за возрождение Нарочанского края”.

На этот и следующий годы запланировано еще три набора участников школы. Во время обучения начинающие предприниматели получают необходимые знания и навыки, разрабатывают собственные бизнес-идеи и готовят бизнес-планы, после защиты которых лучшие получат финансовую поддержку в размере от 2 до 10 тысяч евро.

Школа настолько популярна, что в первом наборе на одно место претендовало более двух человек, прямо как в БГУ в этом году. И уже только по такому факту можно судить, какие активные и инициативные люди живут в деревнях, говорит менеджер образовательной программы Наталья Рябова: 

— Абсолютно нормально, что сельчане проявляют самостоятельность, стремятся улучшить свою жизнь, что у них есть идеи. Но идеи пока соответствуют типичному представлению людей о жизни в глубинке. Они касаются в большинстве или сельскозяйственного производства, или туристических услуг. Хотелось бы видеть более разнообразные бизнесы. В деревне живут такие же люди, как и в городе, и у них есть точно такие же потребности. Нужны и культура, и образование детей, и путешествие, и другие услуги. 

Людмила Стручко из Сморгони всегда любила шить, переделывать, конструировать. Поэтому неудивительно, что в свое время выбрала для себя специальность “Технолог швейного производства, модельер-конструктор”. Только вот по специальности проработала лишь несколько лет. Судьба так повернула, что пришлось почти 30 лет трудиться в сельском Совете. В следующем году ей уходить на заслуженный отдых. Как раз время, подумала Людмила Филипповна, вернуться к любимому делу и открыть мастерскую по ремонту и обновлению швейных изделий. Но не в Сморгони, где жила до этого. Стручко решила оставить город, квартиру сыну и переехать к сестре в деревню Трокели Островецкого района: 

— Знаете, я ведь таким образом не только свою мечту осуществлю, но и помогу сельчанам. Я жила в деревне, часто бывала у родных в сельской местности и заметила, что там беда с ремонтом одежды. К примеру, жители Трокелей, где собираюсь открыть мастерскую, могут обратиться за данной услугой лишь в Дом быта в районный центр Островец. Та же ситуация и с близлежащими деревнями. Думаю, ко мне будут обращаться. И не только для того, чтобы банально вставить молнию. 

У меня есть творческие способности, могу из двух вещей сделать одну, мужскую одежду превратить в женскую, нанести на предметы гардероба вышивку и так далее. А стильно хотят выглядеть везде — и в городе, и в деревне. 

Безусловно, бизнес-идеи, с которыми приходят в школу, могут не принести большого дохода. Но задача малого бизнеса на селе — дать людям возможность заработать достойную зарплату. Если после открытия своего дела они будут ее иметь, будет уже хорошо. Если же их бизнес, помимо этого, сделает комфортнее жизнь других и даст толчок к развитию экономики региона — еще лучше. 

МНЕНИЯ

Иван Романович, председатель Сморгонского районного Совета депутатов:

— Развитие бизнеса на селе является очень актуальной темой, учитывая, что сельхозорганизации модернизируются и производят оптимизацию численности персонала. Необходимо создавать новые рабочие места, чтобы человек мог заработать, нормально жить и содержать семью. У многих в этих условиях рождается идея открыть свое дело. Не всегда на это есть деньги. Поэтому хорошо, когда жителям сельской местности дается стартовый капитал. Ведь благодаря бизнесу на селе не только улучшается самозанятость — создаются рабочие места для других. 

Эдуард Войтехович, директор сельского бизнес-инкубатора в Комарово:

— Молодежь не очень охотно остается в деревне. В первую очередь потому, что не хочет заниматься сельским хозяйством. Может, у молодого человек мечта работать в медицине, туризме или производстве. Люди должны увидеть, что в глубинке можно заниматься тем же, чем и в городе. Сегодня возможности такие, что совершенно не чувствуешь себя ущемленным, живя в деревне: тут и горячая вода, и интернет, и хорошее транспортное сообщение. При желании в деревне можно открыть даже ИT-компанию. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter