Заводи!

Президент посетил Минский моторный завод
Президент посетил Минский моторный завод

Известно, что эволюция оценок западными политиками и СМИ Беларуси весьма своеобразна. Еще совсем недавно на всех углах оракулы рыночных предсказаний сулили нашей стране экономический крах. Прошло не так уж много времени, и даже самые предвзятые скептики вынуждены признавать успехи белорусской экономики. Правда, дабы не терять лица, они прикрываются термином «экономическое чудо». Впрочем, что еще остается делать при незнании природы оцениваемого явления.

Древние и гром с молнией считали проявлением высших сил, пока ученые не разобрались в их истинной сути. Между тем, если в исследованиях не замыкаться на изучении структуры потолка в кабинете, не полениться вытянуть собственное тело из удобного кресла и приехать в страну, то места для мыслей о чудесах, пожалуй, не останется. Посещение хотя бы одного стабильно работающего предприятия если и не даст полной картины функционирования белорусской экономической модели, то как минимум поможет понять четко просчитанную логику принципов ее построения. И на примере того же Минского моторного завода она просматривается особенно рельефно.

Здесь хорошо видна работоспособность одной из основополагающих идей. Государство в первую очередь поддерживает сильнейших. Те, укрепив позиции, тянут за собой более слабые предприятия, помогая им стабилизировать производство материалов и комплектующих. Тем самым восстанавливается почти порушенный с распадом СССР промышленный цикл, где в единой цепочке жестко увязаны между собой все операции: от изготовления болтов и гаек до сборки сложной техники. Конструкторская мысль при этом требует все более совершенных изделий, и это напряжение передается по всей системе, выводя ее на качественно новые уровни.

Как и для каждого важного для страны предприятия, для ММЗ был найден свой рецепт выздоровления и дальнейшего развития. Итог впечатляет. В 1994 году, когда Президент впервые посетил завод, здесь делали лишь одну модель двигателей мощностью 80 лошадиных сил. А сегодня заводчане предлагают потребителям 24 модели более чем 40 различных модификаций. А объемы производства и продаж за это время выросли почти втрое. И общаясь вчера с коллективом, Александр Лукашенко искренне благодарил людей за их труд. За то, что оправдали доверие государства, сумели сохранить завод, поднять его на новый уровень, заработать себе лучшее качество жизни, помочь подняться тем, кто не мог это сделать сам. Ведь в структуре ПО «ММЗ», помимо самого моторного завода, еще 8 предприятий, работники которых сегодня имеют и работу, и зарплату.

Для себя же я отметил такой момент. О настроениях людей лучше всего говорят вопросы, которые они задают Президенту. Если раньше в трудовых коллективах больше просили о помощи, жаловались на трудности, то сегодня об этом говорят нечасто. Жизнь иная, и людей интересуют более основательные темы. На ММЗ Александра Лукашенко спрашивали о перспективах развития высшего образования — детям ведь учиться нужно; об отношениях с Украиной — она покупает минские двигатели; о взимании НДС в торговле с Россией — здесь также мощные потребители. Президент заверил, что нынешняя эффективная система высшей школы ломаться ни в коем случае не будет, неизбежность конструктивизма в отношениях с Украиной диктуется экономическими интересами двух стран, а все вопросы с НДС практически решены. В общем, оснований для оптимистичных оценок будущего достаточно. Было бы желание работать.

Тем более что жизнь не стоит на месте. МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш» вводят в серию новые модели техники, требующей более мощных и совершенных двигателей. И Президент ставит перспективную задачу уйти от импорта дизелей вообще. Производство моторов мощностью до 400 сил нужно освоить самостоятельно, а более «сильных» — в сотрудничестве с известными мировыми производителями через создание совместных предприятий.

Очень предметный и глубокий разговор на этот счет был продолжен на совещании, которое прошло тут же, на заводе. Генеральный директор ПО «ММЗ» Николай Лобач доложил Президенту о подготовке к серийному производству 300– и 350–сильных двигателей. А дальше тематика разговора расширилась до комплексного анализа перспектив производства не только моторов, но и автомобильной, тракторной, сельскохозяйственной техники в целом. У руководителей каждого из соответствующих предприятий есть стоящие идеи дальнейшего развития производств и расширения рынков сбыта. Ознакомившись с ними, Президент обещал поддержку. Но при этом еще раз напомнил, что задачи будут ставиться все более напряженные. Нынешняя ситуация дает шанс значительно укрепить позиции белорусских производителей на мировых рынках, и упускать его ни в коем случае нельзя. Даже если придется работать в пять смен и в выходные, как образно заметил Александр Лукашенко. Ведь тем самым создается и укрепляется фундамент достойной жизни многих последующих поколений граждан нашей страны. Жалеть силы в достижении этой цели — себе дороже.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter