Завод в хорошие руки

План приватизации на 2011 — 2013 годы поступил на рассмотрение Правительства...

План приватизации на 2011 — 2013 годы поступил на рассмотрение Правительства. Председатель Госкомимущества Георгий Кузнецов сообщил, что в документе около 300 объектов средней величины.


Напомню, в этом году Госкомимущество уже пыталось совместно с МВФ приватизировать 5 предприятий «второго эшелона». Но заявки от инвесторов не поступили. Вспомним также о предыдущем трехлетнем плане приватизации на 2008 — 2010 годы. Широко анонсированная продажа госсобственности так и осталась на бумаге. Почему же инвесторы не приходят? Интересное мнение высказал мне финансовый аналитик Сергей Чалый:


— В Правительстве должны определиться, чего именно мы хотим от приватизации. Ведь очевидно, многие наши средней величины предприятия напоминают чемодан без ручки. И нести тяжело, и бросить жалко. Надо четко объяснить, чего мы хотим, выставляя их на продажу. Взять побольше денег за акции или же обеспечить модернизацию производств.


По словам Чалого, обе цели трудно сочетаются в голове инвестора. Когда для покупки предлагаются заводы, основные мощности которых изношены на 80 — 90 процентов (а таких у нас немало), то ясно, что вкладывать в них придется очень много. Вопрос: стоит ли брать с инвестора миллиарды только за то, что он получает пакет проблем? «Может, пора перейти к практике «голландского аукциона»: понижать стартовую цену изношенных, неэффективных предприятий, пока не найдется покупатель? Или же по примеру Восточной Германии брать за плохие заводы одну базовую», — на эту возможность указывает не только Сергей Чалый, но и многие другие экономические аналитики. «Надо понимать, что если инвестиции не придут сразу, то поступят потом. В виде новых станков, линий, технологий. Главное — привлечь порядочного собственника. А не отпугивать его с порога высокой ценой и десятком разнообразных условий».


По мнению С.Чалого, Госкомимуществу, Правительству было бы логично разбить приватизацию на два уровня. «Первый — это продажа пакетов акций крупных высоколиквидных предприятий. Таких как МАЗ, БелАЗ, «Беларуськалий». Здесь задача получить по максимуму денег в бюджет естественна и разумна». Второй уровень, считает Чалый, должны составить проблемные средние, небольшие предприятия. «Здесь цели должны быть совсем другими. Главное не деньги, а повышение эффективности производства. Потому что если «Беларуськалий» может работать и без помощи извне, то, например, Лидский литейно–механический завод без внешних вливаний, срочной модернизации окончательно зачахнет».


«Должен быть четкий месседж Правительства, чего оно хочет, выставляя на приватизацию то или иное предприятие, — подытоживает собеседник. — К сожалению, пока этого не наблюдаем».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter