Нужно ли ограничивать время игры на компьютере

Зависнуть не на шутку

Посидеть пару часиков в любимом шутере или стратегии любят и взрослые, чего тут скрывать. А по их примеру берется за виртуальное оружие и младшее поколение. И порой втягивается так, что вытащить его из нереального мира невозможно. 

24/7 в игре

Четырнадцатилетний Дима не отходил от компьютера сутками. Мог зависнуть в игре на 24 часа. Это был его личный рекорд. Об учебе забыл. Тарелку с бутербродами то и дело подсовывала бабушка. Она воспитывала его одна. Поначалу пыталась отключать компьютер от сети, запрещала приближаться к экрану. Дима, здоровый крепкий парень, в ярости несколько раз разбивал клавиатуру. 

Как-то бабушка заметила, что у нее из кошелька пропало 5 рублей, спустя время недосчиталась двадцатки. С вопросами она обратилась к внуку. Но Дима все отрицал до тех пор, пока женщина лично не увидела, как парень шарит по кошельку. 

Как оказалось, внуку не хватало денег для покупки нового танка в игре, поэтому он решил взять у бабушки. Женщина обратилась в детский психиатрический диспансер.

На приеме у психолога Дима говорил, какой он могущественный и сильный в игре, а в реальной жизни ему все докучают. Парню крайне сложно было общаться со специалистом, формулировать свои мысли. Сбивался, боялся выпустить из рук смартфон хоть на секунду.

На форумах в интернете достаточно много историй родителей, которые столкнулись с похожей проблемой. Владелец строительной компании, отец четверых детей, глава благополучной семьи вынужден был запереть в сейф все ноутбуки и смартфоны, когда понял, что дети пропускают занятия с репетиторами и школу, потому что играют и смотрят видеоролики. Девятилетний сын психолога и специалиста по связям с общественностью разбил телефон, на котором отключили интернет: зачем он нужен в таком случае? 

Порой ради успешности в игре дети идут на криминал. На Брестчине 12-летний мальчик похитил 1000 евро с банковского счета, который использовался для сбора средств на лечение ребенка, чтобы вложиться в компьютерную игру. Реквизиты счета он увидел в интернете.

— Дальше подросток подобрал CVV-код. Деньги с благотворительного счета стал тратить на своего персонажа в игре, — рассказывает Александр Рингевич, начальник управления по противодействию киберпреступности УВД Брестского облисполкома.

Ответственность по этой статье наступает с 14 лет. Поэтому родителям пришлось вернуть всю сумму потерпевшим.

— Вместе с тем мальчик — отличник. Родители со средним достатком, — комментирует Александр Казимирович. 

Быть на коне в онлайн-среде

Психолог столичного УЗ «Городской детский клинический психиатрический диспансер» Ольга Науменкова уверяет, что по перечню игр и герою можно понять, какая проблема у подростка:

— Ко мне на прием приходят ребята, которые выбирают себе агрессивного персонажа. Участвуя в боях, ребенок получает заряд адреналина, который никуда не уходит после выхода из игры. То есть мальчик не возвращается спокойным в реальный мир, он все еще возбужден. И бывает так, что это возбуждение вымещается на более слабых. 

По мнению врача-психотерапевта, ассистента кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ Татьяны Романовской, довольно много игр, которые развивают внимание ребенка, его мышление, командное взаимодействие, дают возможность почувствовать себя в разных ролевых моделях. Это одна сторона медали. 

Другая — избыточное использование компьютерных игр приводит к нарушению здоровья: снижению зрения, искривлению позвоночника, погружению в нереальный мир, следствием чего являются трудности взаимодействия со сверстниками, — говорит специалист. 

Она сталкивается с ситуациями, когда ребенку трудно поддерживать общение в офлайн-формате. По ее словам, дело в том, что в компьютерном мире ребенок успешен, у него высокие рейтинги в игре и за ее пределами он чувствует себя недостаточно популярным.

— Здесь должны среагировать родители. Конечно, с одной стороны, им удобно: ребенок постоянно дома, ничем плохим не занимается. С другой — именно за стенами квартиры происходит социализация, — говорит Ольга Науменкова.

Простота накликает беды

Сейчас среди молодежи популярны игры жанра «Песочница» типа Minecraft, соревновательные MOBA-игры (там есть многопользовательская онлайновая боевая арена). А еще популярны Dota 2, League of Legends. В некоторых стратегия отходит на второй план, становятся важны меткость и реакция (Overwatch, Fortnite, PUBG). Время от времени появляются и своеобразные блокбастеры с прописанным сюжетом, отличной графикой, которые притягивают внимание людей всех возрастов. 

Сергей Листопадов, специалист отдела технического и информационного сопровождения Института информационных технологий БГУИР, говорит, что есть критерии, от которых зависит, понравится ребенку игра или нет:

— Визуальная составляющая очень важна. Графика стремительно развивается, и многие современные дети рассматривают эту сферу при выборе своей будущей профессии. Также важна простота — дети должны легко и быстро во всем разбираться. Например, тот же Minecraft — ты можешь строить, можешь разрушать, можешь объединять предметы для получения новых. Просто? Просто. А понимание того, как эти механики использовать для более сложных действий, уже придет с опытом.

Инженер-системотехник отдела технического и информационного сопровождения Института информационных технологий БГУИР Константин Пугачев добавляет, что главным отличием детских игр от взрослых является упрощение прежде всего визуальной составляющей, расчет на то, что ребенок не должен тратить много времени на освоение управления. Иногда сюжета как такового может не быть.

К слову, чтобы ребенок узнал об игре, выпускаются «прохождения» от популярных блогеров, яркие рекламные трейлеры, а также косплей, комиксы и прочее. По словам Константина Пугачева, вокруг конкретных игр или серий образуются сообщества, возникают форумы и группы в социальных сетях, создаются сайты. Зачастую подобные группы генерируют даже больший поток информации, чем разработчики и издатели. 

— Однако сейчас прослеживается тенденция к мобильным играм. Возможно, это из-за того, что родители часто ограничивают доступ к компьютеру, а на мобильнике можно играть, где угодно. И времени на это порой много не надо. За 5—10 минут на переменке можно сыграть бой, собрать награды, дать команды на постройку зданий и так далее, — рассказывают специалисты. 

pixabay.com

Не запрещать, а установить лимит

Семейный психолог Вера Прохорчик говорит, что действительно важно ограничивать время, проведенное ребенком за монитором компьютера. В среднем не более одного, максимум двух часов в день разрешено играть.

— Какого возраста люди к вам обращаются с игровой зависимостью?

— С младшего школьного. Самую сильную привязанность чаще всего вызывают сетевые игры. Механизм такой: идет выброс в кровь гормонов — адреналина, эндорфина, дофамина, кортизола. Это вызывает бурный всплеск разнообразных эмоций — от эйфории до чувства безнадежности. И именно это формирует аддикцию, схожую с наркоманией. Человек вновь и вновь хочет повторить эти эмоции, которые ему дают виртуальные миры. Поэтому здесь лучший способ — профилактика.

— Как отличить зависимого человека от увлеченного? 

— Зависимость начинается, когда ребенок теряет контроль над временем, не выполняет обещаний, утрачивает интерес к общественной жизни. При этом оправдывает собственное пристрастие. У него могут возникнуть смешанные чувства как радости, так и вины с раздраженным поведением.

Происходят физиологические изменения, нарушения в питании и отдыхе. Начинаются проблемы с общением: ухудшаются отношения с родителями, сверстниками, учителями, изменяется поведение в сторону более тревожного и агрессивного. Все это говорит о зависимости.

Увлечение же не доставляет сложностей. То есть виртуальная реальность не меняет привычного уклада жизни: режим сна и отдыха, приемы пищи. Ребенок контролирует время виртуального погружения, легко переключается, если возникает что-то важное. Также он не приносит в жертву компьютеру или приставке рабочее время, время учебы, общения с близкими. 

— В чем разница между насилием в играх и кинематографе, литературе? После родительского наставления «хватит сидеть за компьютером, возьми да почитай что-нибудь» ребенок может прочитать книгу с не менее жестокими сценами.

— При чтении книг у человека работает воображение, он представляет некий сюжет у себя в голове, а потом этот вымышленный мир забывается, исчезает. При просмотре фильмов события визуализируются, постепенно тоже забываются. За счет многократного повторения одних и тех же действий во время игры материал быстрее закрепляется в памяти. Картинки в играх зачастую яркие, сюжеты реалистичные, выглядят достоверно. У ребенка искажается представление о реальном мире.

— На всех играх стоит знак возрастного рейтинга, его нельзя не заметить. Почему некоторые родители не обращают внимания на ценз?

— Считается, что эмоциональные составляющие, которые проявляются в играх с рейтингами 18+, способны нарушить детскую психику. 

— Как правильно ограничить время, проводимое ребенком за играми?

— Не ругать, не запрещать, а объяснять и устанавливать четкое время для игр. Еще советую учить ребенка сознательно контролировать время, вырабатывая волевой самоконтроль. Можно записать его на камеру во время процесса игры, показать, каким он нервным становится после. Пусть наглядно увидит, как меняется его поведение.

— Что можно предложить детям взамен? Развлечений не так уж много, а видео­игры, как ни крути, выглядят привлекательнее дворового футбола на асфальтовом покрытии.

— Живое общение в кругу семьи, тепло, любовь, заботу. Из увлечений — чтение, кино, прогулки, музеи, концерты и т.д. Попробуйте составить график с чередованиями: в школе преимущественно сидит — значит, дальше нужна какая-нибудь спортивная секция. Размялся на тренировке — можно снова садиться, делать уроки, а потом поиграть.

— Негативные эмоции так или иначе нужно выплескивать. Игры помогают избавиться от накопившегося стресса или, наоборот, вызывают его?

— Дети за день сталкиваются со многими ситуациями. Что-то может расстроить или разозлить: плохая отметка, ссора с одноклассником. Если ребенку есть кому рассказать о проблеме, то все в порядке. 

— Иногда родители на прогулке дают смартфон или планшет совсем маленьким детям. Выходит, они сами приучают ребенка к играм? 

— Наш темперамент — то, как мы воспринимаем раздражитель и реагируем на него, — дан от рождения и на всю жизнь. Именно от этого зависит наша реактивность, поэтому есть риск, что у импульсивного ребенка в подростковом возрасте игры могут спровоцировать нарушения психики и поведения. Даже самых спокойных можно привести в ярость, а самых свирепых — укротить.

У взрослых людей психика уже сформирована. Если они не играли в детстве, то такого сильного вреда компьютерные развлечения взрослому человеку не принесут.

Цель одна — средства разные

В Китае власти ввели ограничения на время, которое дети и подростки могут тратить на онлайн-игры. По новым правилам игровые платформы могут оказывать услуги несовершеннолетним только с 8 до 9 вечера по пятницам, выходным и официальным праздничным дням. Ранее несовершеннолетние китайцы могли играть в онлайн-игры по полтора часа в будни и по три часа в выходные дни. Запрет на игры действовал только ночью — с 10 вечера до 8 утра.

Можно по-разному решать вопросы, связанные с игровой зависимостью. Если речь идет о стратегии, реализуемой на государственном уровне, то высокая скорость проведения мероприятий и массовость охвата гарантированы. Но не во всех странах схожий комплекс мер даст одинаковый результат. Здесь многое зависит от традиций в обществе и сложившихся управленческих практик. Иное дело — психологическое воздействие на конкретные личности — так называемый точечный метод. Какой путь избрать принимается государством исходя из его особенностей. Главное, защитить людей от негативного цифрового воздействия.

Хватит учить детей убивать

В 1993 году вышла игра десятилетия — Doom. Это был один из первых шутеров (стрелялок) от первого лица, и уж точно самый популярный. Игра отличалась жуткой, но завораживающей атмосферой и затягивала на многие часы. Игроку приходилось истреблять тысячи инопланетных демонов, используя дробовик, базуку, бензопилу и множество других смертоносных устройств. В конце 1990-х ученики старших классов 18-летний Эрик Харрис и 17-летний Дилан Клебольд пришли в школу «Колумбайн» в округе Джефферсон штата Колорадо с оружием. Старшеклассники убили 12 учеников и одного учителя, после чего застрелились.

В 2003 году 18-летний Девин Мур был арестован за угон автомобиля. Парень неплохо окончил школу в Алабаме и собирался поступать на службу в ВВС. В полицейском участке он завладел пистолетом одного из копов, застрелил двоих и диспетчера службы 911, угнал служебную машину и пустился в бега. Когда Мура поймали, он сказал: «Жизнь — это видеоигра. Иногда кому-то приходится умирать». Девин Мур оказался поклонником Grand Theft Auto: Vice City.

В 2007 году в Огайо 16-летний Даниэль Петрик застрелил родителей за то, что те запрещали ему играть в Halo 3. В 2010-м 16-летний житель Филадельфии Кендалл Андерсон насмерть забил мать молотком за то, что она отобрала у него приставку PlayStation. В 2012 году 14-летний Ноа Крукс набросился на мать, после того как та забрала у него диск с игрой Call of Duty. Ноа пытался изнасиловать мать, а когда ничего не вышло, застрелил ее. Подобные случаи повторяются с завидной регулярностью и свидетельствуют лишь об одном: подростки, подсевшие на игры, ведут себя, как законченные наркоманы, отмечают эксперты.

В ТЕМУ

В 1995 году интернет-зависимость стали называть расстройством поведения. В 2018-м ВОЗ внесла игровую зависимость в Международную классификацию болезней.

УЙТИ С ГОЛОВОЙ

В Испании впервые в мире госпитализировали мальчика из-за зависимости от видеоигр. Ребенок был успешным в школе и одновременно очень увлекался игрой Fortnite. Родители заметили, что их чадо начало прогуливать уроки, мало есть и спать, а оценки стали гораздо ниже.

По словам медиков, зависимость от видеоигр возникла из-за недавней потери родственника. Игра отвлекла его от горя и стала убежищем для эмоциональных переживаний.

БОРЬБА С ЗАВИСИМОСТЬЮ: КАК У НИХ?

Китай — пока единственная страна, которая на законодательном уровне борется с проблемой игровой зависимости у детей. Но похожие инициативы есть и в Японии. Там заксобрание префектуры Кагава одобрило постановление, призывающее жителей давать своим детям всего час в день на видеоигры. В Индии, например, ограничивали доступ к самым популярным тайтлам блокировкой — и по политическим причинам, и из-за заботы о подростках.

В России Минпросвещения предлагало ограничить игровое время для детей тремя часами в день. Ведь игромания — это не только потенциальные проблемы со зрением и осанкой. Огромный резонанс вызвала история, произошедшая в Красноярском крае. Там в 2020 году 13-летний мальчик разгромил квартиру и убил младшего брата из-за того, что проиграл в мобильной игре. Но пока в России время на видеоигры никак не регламентировано, однако есть возрастные ограничения на определенные категории игр. Такой подход используют и другие государства.

Во многих странах, помимо психологической помощи в рамках общей практики, игрокам помогают специализированные центры, напоминающие санатории. Так, например, в США игроманов лечат трудом. Однако подобные учреждения — редкость. Лечение зависимых от игр определяется симптомами, которые зачастую подпадают под иные психические расстройства.

МНЕНИЕ

Игорь Заваляй, депутат Палаты представителей, член комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике:

— Меры по временному ограничению игр, принятые Китаем, свое­временные. Проблема становится острее. Задача государства, так же как и задача родителей по отношению к своим детям, — указать границы. Когда они обозначены, людям проще возвращаться. Это работает на больших цифрах. Ограничения направлены в основном на заботу о подрастающем поколении, чем на заботу о тех, кто уже вляпался в эту виртуальную беду. Это то же, что с курильщиками. Страшные картинки на пачках размещают не для того, чтобы курильщики бросили, а для того, чтобы дети не начали. Те, кто уже влез, им нужно лечение, профессиональная помощь психолога и психотерапевта. 

Некоторые игры являются источником негативной информации и разрушают психику человека. А также мешают развитию когнитивных способностей и отвлекают детей от того, чтобы жить в реальной жизни. Поэтому у нас в стране целесообразнее было бы ввести ограничения на некоторые возрастные компьютерные игры. Но стоит понимать — одними правилами и запретами вряд ли можно кардинально повлиять на ситуацию. Дети с гаджетами все равно сталкиваются, играют. Это часть нашей реальности. Например, если ребенку нравятся игры со сражениями, запишите его в секцию единоборств. Для того чтобы быть нормально ассоциированным с тем, что сейчас мы называем офлайном, стоит внедрять непосредственное личное общение и уделять внимание детям. 

Если родители увидели проблему зависимости, важно адекватно высказывать обеспокоенность детям. Необходимо дать понять ребенку, что вас настораживает длительность его пребывания в сети. Он должен чувствовать, что родитель не осуждает его, а проявляет заботу. В интернете детей привлекает то, чего им не хватает в реальной жизни. Родителям необходимо поддерживать ребенка, отмечать достижения в деятельности, не связанной с интернетом. Чем больше у чада интересных занятий и хобби, тем меньше времени остается на бездумное блуждание по сети. 

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter