Наши соседи долго возмущались из-за Островецкой АЭС, а сейчас в очереди стоят за атомными реакторами

Завидовать молча

Польша активно стремится построить первую в своей истории АЭС. Но противник мирного атома Литва сидит тихо. Не возмущается, не опасается, но беспокоится… В случае в Варшавой Вильнюс завидует молча. Во-первых, строить будут американцы, а критиковать Вашингтон — что в свой карман плевать. Экономика Литвы весьма сильно зависит от субвенций иностранных союзников. А во-вторых, при нынешних ценах на электроэнергию мирный атом не выглядит столь бесперспективным. Литовцы уже жалеют, что ранее и Игналинскую АЭС закрыли, и против строительства Висагинской АЭС проголосовали на референдуме в октябре 2012 года. И сейчас в полной мере наслаждаются прелестями энергетического кризиса.

Коллаж Любови ЦАРЮК

Министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис недавно выразил недвусмысленное сожаление, что в свое время страна отказалась от АЭС. Мол, если бы работали собственные атомные энергоблоки, то и цены на энергетику были бы пониже. Правда, у соседей еще достаточно заядлых противников атомных станций. Вот недавно профессор Вильнюсского университета Римантас Рудзикис в прессе начал читать лекции, что АЭС не спасла бы литовскую энергосистему. Ведь атомная станция — проект дорогой, поэтому вырабатываемая на ней энергия быть дешевой не может. Однако он признает, что при нынешней конъюнктуре цен урановые мегаватты выглядели бы даже очень привлекательно по себестоимости. Но, мол, это же в моменте…

Такое впечатление, что ученый муж попросту оправдывается в своей ошибочной позиции на протяжении многих лет. И теперь старается сохранить лицо при очень слабой энергетической игре.

А реальность-то такова, что с господином профессором не согласен весь мир.
Практически все государства сейчас либо строят АЭС, либо планируют это сделать. Исключение составляет, пожалуй, пара-тройка европейских стран. Но мотивы позиции в них политические, а не энергетические и экономические. Впрочем, нельзя исключать, что и в этих государствах пересмотрят свое мнение. Хотим мы или нет, но спрос на электроэнергию только повышается. И будет продолжать расти.
В том числе и за счет знаменитой цифровизации: увеличивается количество вычислительных мощностей и других электронных приборов, которые хотят «кушать». И за счет каких источников удовлетворять этот голод?

Ископаемое топливо по своим запасам конечно. Возобновляемые виды энергетики достаточно дорогие и не отличаются надежностью. В прошлом году случились в Европе штиль и засуха — и тогда ветро- и гидрогенерация просели кратно. Разумеется, можно, как Польша, угольком спасаться. Впрочем, этим сейчас многие государства в Старом Свете и занимаются. Угля вроде бы в мире добывается достаточно. Но экологически это выглядит совершенно непривлекательно. Выброс парниковых газов — глобальная история и повестка. Но есть еще местная, локальная проблема — смог, из-за которого некоторые польские города превращаются в черные облака. Дышать почти невозможно. Поэтому поляки и повернулись к атомным технологиям. Как говорится, при всем богатстве выбора других альтернатив немного. В энергетике, конечно.

По данным Международного энергетического агентства, к 2030 году мощность атомных станций вырастет более чем на четверть. Это очень много. Особенно учитывая, что строительство АЭС — дело не самое быстрое. Те же поляки решение приняли еще в 2022-м, но первую сваю для мирного атома предполагается забить только в 2026 году. А завершить строительство — в 2033-м. Это по планам, которые не всегда сбываются.

Дело в том, что в атомной энергетике получилась ситуация, схожая с углеводородами. На фоне масштабной денуклеаризации профильные концерны Запада сокращали и мощности, и персонал. Теперь спрос есть, а сможет ли атомная индустрия его удовлетворить? По крайней мере, западный ее сегмент? Реально мощности не «резали» только Россия и Китай. Поэтому они сейчас активнее всего и строят АЭС. Кстати, не стоит забывать еще один сюжет: обострение геополитической ситуации. Добрую половину урана на планете добывает Россия. И им «питаются» производители ядерного топлива в Японии, США, во Франции. Пока эти полезные ископаемые не попали напрямую под санкции. Но насколько благоприятно в будущем будет складываться ситуация на урановом рынке — сложно сказать. Насколько той же Польше «светит» получить свой первый атомный реактор в срок, является очень непростым вопросом. Со временем и на него получим ответ.

Но сегодня есть и однозначный вывод: в устойчивости энергосистемы выигрывают страны, которые ради популизма прошлого десятилетия развивали ядерные технологии, а не «убивали». И если ранее в Вильнюсе, да и многие простые литовцы были против мирного атома, то сейчас, наверное, с завистью смотрят на нашу Островецкую АЭС.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter