Заветы(запреты) Ильича

В “красной пирамиде” СССР побывали два процента жителей Земли

В “красной пирамиде” СССР побывали два процента жителей Земли

Этот человек при жизни стал фигурой мирового масштаба, а после смерти превратился в один из столпов глобального мировоззрения. При этом и вся его жизнь, и смерть оказались полны парадоксов. Он был дворянином по происхождению, но опирался на крестьянство и пролетариат. Стал создателем одной из самых влиятельных партий мира, но ни дня не был ее руководителем. Не имел ни единой награды, но дал имя главным ордену, премиям и стипендиям СССР. Сегодня увидеть того, кто “жил, жив и будет жить”, может каждый: на Красной площади в Москве по-прежнему открыт  для посещений Мавзолей Владимира Ильича Ленина, отмечающий в эти дни свое девяностолетие.

Подавленность, слезы и радость

“Казалося: земля с пути свернула. Казалося: весь мир покрыла тьма. И холодом отчаянья дохнула испуганно-суровая зима. Забуду ли народный плач у Горок, и проводы вождя, и скорбь, и жуть, и тысячи лаптишек и опорок, за Лениным утаптывавших путь!”... Как ни покажется сегодня странным, но эти слова Демьяна Бедного никаких идеологических натяжек не имели: горе в январе 1924-го в самом деле было почти всеобщим.

Проанализировав архивные спецсводки, которые ОГПУ готовило для руководства страны с целью проинформировать о реакции населения на кончину Ленина, исследователь Николай Зенкевич отмечал: общественные настроения в Беларуси подавленные, “население ожидает раскола в верхах и новой интервенции поляков”. Еще одна сводка с белорусских земель: “4 февраля появились слухи о том, что Ленин умер три месяца назад, и вместо него в Колонном зале выставлена фигура из воска. Польское население смерть Ленина встретило с радостью”. Иные эмоции царили в Смоленской губернии, где пятью годами ранее была провозглашена БССР: “В некоторых церквах отслужили молебны о “поминовении новопреставленного раба Божьего Владимира”... Некоторые крестьяне, проезжая мимо зданий с вывешенными портретами Ленина, крестились и желали ему царствия небесного. На траурную демонстрацию в Смоленске собралось 30 тысяч человек, были плачущие”.

Печальный итог

30 января 1924 года газета “Правда” опубликовала письмо вдовы Ленина Надежды Крупской, в котором она заклинала и партийное руководство, и рядовых граждан СССР: “Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности”. Это подтверждал доктор исторических наук, писатель, государственный деятель и ближайший сподвижник вождя Владимир Бонч-Бруевич, кстати, выходец из семьи белорусско-литовских дворян Могилевской губернии. Он поведал о разносе, раз учиненном ему Ильичом: “Как же вы могли допустить? Смотрите, что пишут в газетах! Читать стыдно. Пишут обо мне, что я такой, сякой, все преувеличивают, называют меня гением, каким-то особым человеком. Это никуда не годится. Я такой же, как и все”.

Ныне же многие критики ленинских идей всячески подчеркивают, что даже внешне аскетичный вид вождя на деле обманчив: брюки и жилетку он носил шевиотовые, а вот пиджак и знаменитая фирменная кепка, приобретенные в Париже, были сшиты из дорогостоящего люстрина. Уместно ли обвинять в элегантности человека, проведшего более пятнадцати лет своей жизни за границей, — большой вопрос. Однако последнее свое пристанище он нашел именно в СССР, причем в самом центре его столицы, на главной площади страны.

Красная пирамида

Конечно, внешне она не красная. Первые два месяца  она именовалась склепом и была деревянно-серой, затем пять лет поблескивала светло-коричневым лаком и большими фигурными шляпками кованых гвоздей, скреплявших ее стены. И только в конце 1930 года Мавзолей приобрел свой нынешний гранитно-коричневый цвет с красно-черными элементами из мрамора, лабрадорита и порфира. Но однозначно можно сказать, что эта невысокая — всего двенадцать метров — пирамида на Красной площади стала одной из вершин советской архитектуры.

Мавзолей по сей день хранит немало тайн. Многие ли знают, что именно под ним проходил засыпанный в XIX веке Алевизов ров, а после Октябрьской революции как раз здесь была установлена трибуна, с которой не раз выступал сам Ленин? А по соседству два года возвышалась гигантская скульптура “Рабочий” и ходил трамвай? Более того: ленинская усыпальница вполне могла стать пантеоном более чем для сотни человек. Но она осталась последним пристанищем для одного (разве что с 1953 по 1961 год здесь был еще и Сталин) — и местом, через которое прошло около 120 миллионов человек. Один лишь автор этих строк “ходоком к Ленину” был трижды. Наиболее ошеломительным оказался последний визит, лет десять назад: сплошной очереди уже не было, и в траурный зал Мавзолея довелось попасть в одиночестве. От осознания, что оказался “один на один” с Ильичом, одиноко подсвеченным за стеклом саркофага среди давящей тьмы, стало не по себе. Но последних чувств едва не лишило прикосновение чьей-то руки к плечу и беспрекословный шепот-приказ: “Не останавливаться!”. Оказалось, что одиночество Ленина является преувеличенным не только в идейном смысле...

Жажда бескультурья

Фигура создателя СССР по сей день вызывает порой ожесточенные споры историков и самый широкий спектр мнений обывателей. В наши дни в поведении антиленинцев обнаружился новый тренд: они развернули борьбу со скульптурами Ильича. Мавзолей же на Красной площади представляет собой нечто несоизмеримо большее, чем памятник-усыпальница. Именно с его трибуны принимался знаменитый парад 7 ноября 1941 года, после которого и осажденная Москва, и вся страна почувствовали надежду. А

24 июня 1945-го прошел легендарный Парад Победы — и двести вражеских знамен, включая лейбштандарт батальона личной охраны Гитлера, были брошены к подножию Мавзолея. Или сегодня все это, как и память о выдающемся человеке ХХ столетия, ничего не стоит?

Ленинский пропуск в Мавзолей

Американского бизнесмена Арманда Хаммера (1898—1990 гг.) в нашей стране знали как друга СССР и “красного миллионера”, а на Западе — как успешного дельца. Он стал первым в Советской России западным предпринимателем, получившим частную концессию на добычу асбеста, организовал поставки в СССР американского зерна, добился предоставления Советскому Союзу кредита для строительства завода по производству удобрений. В конце семидесятых годов Арманд Хаммер захотел среди ночи посетить Мавзолей. И в ответ на возражения сопровождающих, что в ночное время доступа туда нет, предъявил... подписанный лично вождем мандат: “Товарища Хаммера пропускать ко мне в любое время дня и ночи. В. И. Ульянов (Ленин)”. Проигнорировать распоряжение Ильича советские власти не смогли.

 Покушения на Мавзолей Ленина

19 марта 1934 года работник совхоза Митрофан Никитин попытался выстрелить в тело Ленина из нагана. Помешали посетители и охранники, Никитин покончил с собой.
5 ноября 1957 года житель Москвы Романов бросил в Мавзолей бутылку с чернилами. Саркофаги с телами Ленина и Сталина не пострадали.
20 марта 1959 года один из посетителей бросил в саркофаг молоток и разбил стекло.
14 июля 1960 года житель города Фрунзе (ныне Бишкек) Минибаев ударом ноги разбил стекло саркофага, повредив осколками кожу руки Ильича.
9 сентября 1961 года некая Смирнова, проходя мимо саркофага, плюнула в него, после чего швырнула камень. Стекло разбилось, тело Ленина не пострадало.
24 апреля 1962 года подмосковный бухгалтер-пенсионер Лютиков бросил камень в саркофаг.
В сентябре 1967 года некто Крысанов из Каунаса взорвал “пояс смертника” у входа в Мавзолей. Погибли террорист и еще несколько человек.
1 сентября 1973 года неизвестный активировал взрывное устройство внутри Мавзолея. Саркофаг не пострадал, террорист и двое посетителей погибли.
В марте 2010 года житель Подмосковья Крапецов забрался на трибуну Мавзолея и стал призывать к его разрушению. Оказал вооруженное сопротивление полиции, был задержан.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter