Завершила работу шестая сессия Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва

В заключительный сессионный день парламентарии рассмотрели в общей сложности более двух десятков законопроектов. С заключительным словом перед парламентариями выступили председатель Совета Республики Наталья Кочанова и председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко. 

Вчера сенаторы одобрили проект республиканского бюджета на 2022 год.
Фото Юрия Мозолевского

Сенаторам предстояло обсудить новации в законопроекты о налогообложении, о республиканском бюджете на 2022 год, об образовании, об инвестициях… А кроме того, принять обращение к парламентариям стран Европейского союза в связи с неправомерными заявлениями о ситуации в Беларуси. Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков заявил:

— В ходе этих обсуждений они (еврочиновники. — Прим. ред.) оперируют фейками и ложной информацией, которой их вдоволь снабжают наши «беглые», тем самым фактически призывая к санкционным действиям в отношении нашей страны. Парламент Швеции в течение нескольких часов обсуждал белорусскую тематику. Нас обвиняют в том, что мы организовываем торговлю людьми. Но это ложь! Республика Беларусь среди лидеров стран мира по противодействию торговле людьми. Это знают в ООН, в ОБСЕ, в других международных организациях и в межпарламентских структурах.

Также известно, что сейчас парламент Литвы пытается рассмотреть законопроект о введении санкций в отношении нашей страны на основе ложной и политизированной информации. Но коллективному Западу не впервой переворачивать факты с ног на голову. В связи с этим сенатор привел показательный пример того, как помощь беженцам со стороны белорусского народа в ЕС назвали «гибридной атакой на Евросоюз»:

— Опять же ложь. Мы не можем с этим согласиться. Генеральная прокуратура Беларуси проводит следственные действия: уже подготовлены материалы о преступлениях польской стороны в отношении беженцев. Эти факты будут переданы в международные организации, парламентские структуры.

Еще один немаловажный законопроект, который получил одобрение верхней палаты Парламента, касается преступлений против белорусского народа, совершенных нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. По словам заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Лилии Ананич, законопроект о геноциде белорусского народа призван стать политическим, юридическим и моральным актом, направленным на защиту исторической памяти. Генеральной прокуратурой уже возбуждены и начаты уголовные дела по этому вопросу. Парламентарий конкретизировала:

— На данном этапе уже допрошено более 12 тысяч свидетелей, большинство из которых — бывшие узники концлагерей и лагерей смерти. Проведено более 300 осмотров мест происшествия, в ходе которых зафиксированы ранее не известные захоронения граждан, погибших в годы оккупации. По оценкам, имена не менее 300 тысяч людей стерты из памяти навечно.

Кроме того, вчера сенаторы одобрили проект республиканского бюджета на 2022 год. Он сформирован по инерционному сценарию, однако рост доходов при этом предполагается. 45 процентов бюджета будут сосредоточены в социальной сфере. Таким образом, приоритетными направлениями бюджетной политики в 2022 году останутся социальная защищенность населения и повышение благосостояния граждан за счет увеличения размера заработной платы. 

Андрей ШВЕД: «Коррупция не только оказывает негативное влияние на экономику, но и разрушительно действует на целостность и единство общества».
Фото  БЕЛТА

Без права на ошибку

Депутаты Палаты представителей вчера приняли в первом чтении изменения в законы по вопросам борьбы с коррупцией и законопроект «О лицензировании».

Как заявил, выступая в Овальном зале, Генеральный прокурор Андрей Швед, в нашей стране коррупция рассматривается как одна из угроз национальной безо­пасности:

— Практика прокурорского надзора свидетельствует, что коррупция наиболее распространена в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, а также в сфере государственного управления. В результате из легального гражданского оборота изымаются значительные материальные ресурсы, увеличивается стоимость товаров и выполняемых работ. Коррупция не только оказывает негативное влияние на экономику, но и разрушительно действует на целостность и единство общества, основанного на принципе социальной справедливости.

По словам Генпрокурора, принятый в 2015 году закон «О борьбе с коррупцией» содержит механизмы, призванные минимизировать привлекательность коррупционных деяний. Например, ограничено право на пенсионное обеспечение госслужащих и военнослужащих, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления с использованием служебных полномочий. Введен запрет на прием на службу осужденных за совершение коррупционных преступлений. К осужденным за коррупцию не применяются амнистия, условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания более мягким.

— Изменения в законы по вопросам борьбы с коррупцией направлены на повышение эффективности противодействия коррупции, оптимизацию взаимодействия госорганов и иных организаций в сфере профилактики коррупции с учетом практики применения законодательства и международного опыта, — рассказала журналистам член Постоянной комиссии по национальной безопасности Марина Ленчевская.

Законопроектом расширяется перечень лиц, которым госслужащий не может оказывать содействие в связи с интересами своей службы.

— В этот перечень лиц попадают супруги детей — зятья, невестки, — отметила парламентарий. — Если должностное лицо совершает противоправное действие в интересах юридического лица, то предусматривается ответственность такого юрлица. Если раньше должности директора, заместителя директора, главного бухгалтера, его заместителя, кассира нельзя было занимать близким родственникам, свойственникам, супругам в государственных организациях, сегодня к ним добавляются еще организации с преобладающей долей государственной собственности.

Уточняется и сумма подарка, который могут принимать должностные лица в ходе проведения официальных и протокольных мероприятий. Она не должна превышать пятикратного размера базовой величины.

Лицензия в «цифре»

Что касается законопроекта «О лицензировании», его принятие позволит снизить административную нагрузку на субъекты хозяйствования, минимизировать вмешательство государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

— В условиях углубляющихся интеграционных процессов крайне важно создать бизнес-среду, которая не только предотвратит отток частного капитала, но и заложит основу для формирования лучшей юрисдикции для бизнеса, — подчеркнул министр экономики Александр Червяков. — Мы намерены сделать процесс выдачи лицензии простым и прозрачным, исключить избыточные требования, сократить сроки ожидания решения, в целом снизить бюрократическую нагрузку на бизнес. 

Принципиальным новшеством министр назвал приближение правового регулирования к цифровому формату:

— Такой подход полностью отменяет необходимость получения лицензии на бумажном носителе, исключает связанные с этим затраты как для субъектов хозяйствования, так и для государственных органов.

Кроме того, цели и задачи лицензирования теперь устанавливаются не только ко всей деятельности, но и к каждому ее виду.

— В законопроекте конкретизированы долицензионные и лицензионные требования к соискателям и лицензиатам. Четко регламентированы грубые нарушения для того, чтобы за банальные проступки не приостанавливалось действие лицензии. Улучшается бизнес-климат в отношении внешней торговли. Теперь иностранное юридическое лицо для получения лицензии не должно открывать здесь свое постоянное представительство, — пояснил председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Игорь Комаровский. 

В документ включено также положение, предусматривающее определение в соответствии с законодательством о здравоохранении перечня медицинских услуг и вмешательств, образующих составляющие лицензируемую деятельность услуги. Применение такого перечня позволит разграничить составляющие медицинской помощи, подлежащие лицензированию.

konon@sb.by

demeshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter