Завершающий гала-концерт «Балетного лета» стал триумфом молодой белорусской хореографии

Долгожданное событие, почти три часа танца, 25 исполнителей из восьми ведущих театров Беларуси и России. Концерт бы растянулся до полуночи, если бы, как водится, приехали артисты из стран Балтии и Украины. Нынче в этих странах совсем другой балет, но наш балетный праздник от этого не поблек. В каком-то смысле, даже наоборот: чем меньше парадности, тем ярче новые ростки, тем больше творческой отваги, тем очевиднее тенденции. 


Как всегда, в концерте было много классики, причем демонстрировали ее исключительно гости. 

Но стократ интереснее было смотреть концертные номера, созданные современными хореографами. Живые, очень разные по стилю и по замыслу, – начиная от «Умирающего лебедя» главного балетмейстера Пермского театра Алексея Мирошниченко и заканчивая ультрасовременными творениями на грани «техно» и панк-рока.

Не всякий хореограф решится взять музыку Сен-Санса, неразрывно связанную в нашем сознании с творческим гением Михаила Фокина и незабываемой пластикой Майи Плисецкой. Взять и переложить на двух исполнителей, при этом никуда не уходя от «Русских балетов» и стилистики «серебряного века».


И тут же рядом «Славянский романс» на музыку украинского классика Михаила Калачевского в постановке солиста и хореографа «Кремлевского балета» Никиты Иванова. Поневоле вспомнился елизарьевский «Русский танец» из «Лебединого озера» – тот же изысканный синтез «серебряного века» с народно-сценическим танцем, только вместо платочка и кокошника украинские шаровары.

Или «Лень» заслуженного артиста России Олега Габышева, который, будучи прекрасным танцовщиком и хореографом, еще и марафонец и призер соревнований по триатлону. 


И, конечно, Раду Поклитару – один из первых выпускников отделения хореографии Белорусской академии музыки, работающий во многих странах мира. В рамках концерта состоялась мировая премьера его мини-балета «Тристан и Изольда» на музыку из оперы Рихарда Вагнера. Мы вновь увидели его особый стиль – парадоксальный, невротичный, местами на грани фола, с абсолютным попаданием в музыку и столь же абсолютным издевательством над ней. Вроде бы, ничего нового, но интересно. 

– У него очень необычный взгляд на обычные вещи, к которым мы привыкли, – осторожно сказал о своем ученике Валентин Николаевич Елизарьев. 


И все это в блестящем исполнении прима-балерины Мариинского театра, заслуженной артистки России Дарья Павленко и ведущего солиста Санкт-Петербургского государственного академического театра балета им. Л. Якобсона, обладателя медали Франциска Скорины Дениса Климука. Того самого, который в виде Аполлона красуется на фронтоне Большого театра Беларуси. И это тоже наш, белорусский продукт.

Как и балетмейстер нашего Большого театра Ольга Костель, которая подготовила к фестивалю целую россыпь очень разных и ярких мини-балетов.

Вот «Совесть» на музыку «Элегии» Рахманинова, превосходно исполненная нашими артистами Анной Фокиной и Егором Азаркевичем. Совесть цепляется за человека, как брошенная женщина, – не отстает, мучает, мучается сама. 


А вот «Наш Эдем» на музыку, написанную и исполненную виртуозом-ударником, солистом оркестра Большого театра Беларуси Михаилом Константиновым. Современные Адам и Ева встречаются на кухне… и это совсем не такая смешная история, как может показаться. 

И, наконец, «Ее звали Кармен» – прекрасная фантазия на музыку Бизе в исполнении заслуженных артистов Республики Беларусь Марины Вежновец и Юрия Ковалева.

Яркими работами порадовал и творческий дуэт Константин Кузнецов – Юлия Дятко. Это прежде всего «Клерк» на музыку из «Золушки» Прокофьева – блестящий сольный номер для одного из лучших танцовщиков нашего театра, уроженца Осаки Такатоши Мачияма. Эдакий современный Акакий Акакиевич, смешной и одновременно трогательный, и страшный.


И, наконец, работы хореографов, далеких от балетного мейнстрима. «Существо» Александры Буяльской на музыку популярного лондонского Ivy Lab в исполнении пятиклассницы Белорусского хореографического колледжа Ариадны Киселевой – сплав художественной гимнастики, эстрадного танца и балета. Очень свежо прозвучало и «Пробуждение» Дмитрия Залесского на музыку Нино Рота к фильму «Ромео и Джульетта» в исполнении восьмиклассницы Анны Гуринович. 

Сам факт участия детей – причем не в массовке, а соло – это событие, мимо которого пройти невозможно. Это новый голос, новый пласт в нашей культуре, который непременно будет заявлять о себе все ярче и ярче.

Но самым ярким событием гала-концерта стало для меня выступление премьера Мариинского театра, заслуженного артиста России Игоря Колба. Да, мы уже видели два года назад его номер «No Name» («С чистого листа») в постановке Александра Челидзе. Нынче к нему добавился еще «Beginning» («Начало») в постановке дважды лауреата «Золотой маски» Владимира Варнавы. 


Здесь исповедально все – и хореография, и пластика Игоря Колба не просто завораживает красотой – она еще и пульсирует мыслью, так что ее не спутаешь ни с чем. 

Сам Игорь называет «No Name» подстрочником.

– Я выбираю, куда двигаться дальше, – говорит он.

Он знает, откуда и куда пролегает его маршрут.


– Что бы я ни делал по жизни или в профессии, какими бы ни были успехи или провалы, – говорит Игорь Колб, – я всегда возвращаюсь на стартовую площадку и помню о том, что я мальчик из Пинска.

И оттого его выход в финале, когда он выводит на сцену девчонок из хореографического колледжа, глубоко символичен для него самого. 

– Я вывожу детей из колледжа, в котором сам учился! – восклицает он. – И в этом я вижу очень важный смысл. 

Вот таким торжественным аккордом закончился седьмой по счету балетный фестиваль.


«Вот и балетное лето прошло!» – не без грусти сказали в театре.

Будет и восьмой, и девятый, и двадцать девятый, но этот точно не забудется!

juliaandr@gmail.com

Фото: Павел Сущенок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter