Почему белорусский теннис страдает он нехватки денег?

Заверните мячик в доллар

Как ни удивительно, но виды спорта, рентабельные в других государствах, упорно не желают показать подобные финансовые результаты в Беларуси. Хроническим дефицитом средств страдает даже теннис — игра изначально аристократическая, для людей с толстыми кошельками, способных щедро платить за свои удовольствия. Впрочем, в нашей стране проблема не в бедности любителей ракетки или в физкультурной пассивности людей состоятельных. Потратить деньги им фактически и негде. Доступных для широкой публики кортов даже в столице очень мало. В регионах — и того меньше. Почему же не срабатывает один из основных постулатов экономической теории: спрос есть, а предложение не спешит появляться? 


Как справедливо заметил председатель Белорусской федерации тенниса Александр Шакутин, чтобы спорт превратился в бизнес, необходим переходный этап. Мгновенно перестроить свои принципы работы белорусская школа, прямая наследница советской, не может по законам коммерческой природы. Понадобятся на это месяцы, годы или десятилетия — он затрудняется ответить. Но надеется: процесс уже начался.

Чтобы превратить оптимизм Александра Шакутина в «живые» деньги, отечественному теннису однозначно необходимо преодолеть «детскую болезнь». Это не фигура речи, а констатация проблемы. На юниорских соревнованиях молодежь показывает очень хорошие результаты, но с переходом во взрослую категорию успехи почти испаряются. Таланты-то никуда не исчезают, но в профессиональном спорте мало одного природного таланта. Для громких побед к нему необходимо добавить инфраструктуру (корты, специальные тренажеры, плавательные бассейны), умение узких специалистов (тренеров по различным направлениям, медиков) плюс прямые инвестиции. Чтобы попасть хотя бы в третью или вторую сотню, необходимо постоянно участвовать в международных соревнованиях. Как минимум в 8—10 турнирах ежегодно. Выехать на зарубежное первенство не самое дешевое удовольствие: приходится оплачивать проживание, питание и другие издержки. Причем в начале карьеры спортивные гонорары и близко не компенсируют эти затраты.

А без звезд мировой величины вывести спортивные центры на самоокупаемость очень проблематично. Впрочем, погонять светло-зеленый мяч ракеткой в частном порядке белорусам непросто. Дефицит кортов в стране значительный. Их всего ничего — около 300. А в одной только Праге — целых 1,5 тысячи. Причем практически все спортивные центры поставлены на коммерческие рельсы, приносят прибыль. Для финансового успеха теннисному центру, клубу или академии необходимо «иметь звезд, входящих в мировую элиту», полагает Александр Шакутин. Именно они служат рекламой для коммерческих игроков и спонсоров. Поэтому на Западе теннисные школы ищут бедных талантливых детей и за счет более богатых любителей спорта финансируют их спортивную карьеру.

В нашей стране такая система пока не сложилась. Но в федерации тенниса надеются, что ситуацию удастся переломить. Главное, выйти из замкнутого круга: для стабильной посещаемости спортивного центра необходимо иметь серьезных спортсменов, а в их карьеру надо вложить несколько десятков   и  сотен  тысяч  долларов.  Словом, спортивный бизнес требует больших инвестиций. Впрочем, в Европе он тоже не развивался исключительно на коммерческой почве. Скажем, в Прибалтике ЕС выделял льготное финансирование на возведение тех же теннисных центров.

Правда, у нас государство тоже готово помогать потенциальным инвесторам. По словам Александра Шакутина, в Минске на льготных условиях выделено несколько земельных участков для возведения теннисных кортов. Сложнее дело обстоит в регионах. Но с помощью губернаторов можно сдвинуть дело с мертвой точки. Осталось слово за крупным бизнесом. Но он пока не торопится вкладывать серьезные суммы в коммерциализацию спорта. Основное финансирование лежит на государстве. Александр Шакутин надеется, что оно будет увеличиваться. Определенные успехи, в отличие от других дисциплин, у наших теннисистов есть, а по уровню денежного вложения этот вид спорта находится на 22-м месте.

Пока же белорусские звезды первой величины немало времени проводят за границей. И вовсе не из-за отсутствия патриотизма. «Допустим, будет Виктория Азаренко постоянно жить в Минске.  с кем она будет играть?!» — задается риторическим вопросом Александр Шакутин. Топ-спортсмены обычно собираются в одном месте: достойный и равнозначный спарринг-партнер не позволяет потерять форму. Возможно, когда-нибудь подобной теннисной Меккой может стать и наша страна. Но сделать для этого предстоит немало.

volchkovvv@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter