Троица символизирует окончательное расставание с весной.
В субботу в некоторых местах проходили Троицкие «дзяды», когда люди вспоминали ушедших из жизни родных. Могилы выметали вениками из веток любимого в этом регионе дерева. На кладбище несли куриные яйца, окрашенные в зеленый цвет отварами трав.
Это было знаком предкам о том, что их помнят и надеются на их поддержку и помощь.
Накануне, под вечер, по давнему обычаю начиналось украшение улиц, домов и всех хозяйственных построек «зелянiнай» — молодыми деревцами, ветками, цветами. Чисто выметенные, посыпанные песком дорожки устилали мелко нарезанным душистым аиром, им же «аздаблялi» и пол в доме. На границе Полоцкого и Лепельского районов девочки перед Троицей ходили в лес, чтобы найти там удивительный цветок, его называли «духмянiцай», «начной красавiцай». Внешне немного похож на гиацинт, но тоньше и изящней, цветы у него, как у орхидеи. Незаметный днем, вечером издает удивительный, изысканный аромат. Найти его считалось большой удачей и в прежние времена, а сейчас встречаются только единичные экземпляры.
Весь Троицкий — «Сёмушный» — цикл обрядов и песен в народной традиции является чисто женским. Важная роль в нем принадлежит девушкам и молодым «замужнiцам». На них лежит обязанность продолжения жизни и рода. Само состояние природы, ее молодость, сила, яркость и красота соответствовали тем, кто считался главным в это время. К Зеленым святкам девочкам обязательно шили платьице, пусть ситцевое, но новое, на лето.
Девушки доставали лучшие наряды, «пярсцёнкi i каралi». Существовал еще и очень мудрый обычай «кумлення» между девочками-подростками. Во время Троицы они обменивались между собой лентами, заколками, обещая сохранять дружбу и добрые отношения, отгонять прочь зависть и злость. Женщины «сталага ўзросту» не снимали с шеи «пацеркi», когда-то подаренные своим «любым» или «бацькамi». Именно они «асобна» шли куда-нибудь «у светлы гаек», прихватив с собой угощенье, обязательно «пяклi яешню», а потом вели свои «размовы» и пели песни.
Девушки шли в рощи «завiваць вянкi». Они соединяли верхушки растущих рядом деревьев, получалось подобие арки. На деревце загадывали о судьбе своих родичей. Завивали венки и «на кавалераў». К веткам деревьев добавляли «гаючыя» травы: буквицу, полынь, любисток, аир. Через неделю шли проверить. Если деревца оставались свежими, то это обещало добрый год и счастливую жизнь.
Засохшие ветки относили к недобрым знакам. Развивать венки нужно было обязательно. Считалось, что иначе дерево может обидеться и даже проклясть человека.
Дерево воспринималось как двойник человека, разделяющий его судьбу. С необъяснимой способностью дерева предсказывать будущее того, кто его посадил, мы сталкиваемся и сейчас: оно может болеть одновременно с человеком. Особенно это касается плодовых деревьев. Вторым цветением среди уже практически осенней поры дерево предупреждает об опасности.
Перед Троицей первый раз шли в ночное со всеми оберегами: веточками вербы, «зёлкамi» для окропления освященной водой.