Народный календарь: день Святой Троицы в традициях белорусов

Завьем веночки на добрые денечки

У большого церковного праздника в народе было сразу несколько названий — Семуха, «Сёмка», «Сёдмуха», «Тройца», «Зелянец», «Зялёныя святкi». Праздник не закреплен за постоянной датой, а зависит от Пасхи и отмечается через семь недель после нее. 

Троица символизирует окончательное расставание с весной. 
В субботу в некоторых местах проходили Троицкие «дзяды», когда люди вспоминали ушедших из жизни родных. Могилы выметали вениками из веток любимого в этом регионе дерева. На кладбище несли куриные яйца, окрашенные в зеленый цвет отварами трав. 
Это было знаком предкам о том, что их помнят и надеются на их поддержку и помощь.


Накануне, под вечер, по давнему обычаю начиналось украшение улиц, домов и всех хозяйственных построек «зелянiнай» — молодыми деревцами, ветками, цветами. Чисто выметенные, посыпанные песком дорожки устилали мелко нарезанным душистым аиром, им же «аздаблялi» и пол в доме. На границе Полоцкого и Лепельского районов девочки перед Троицей ходили в лес, чтобы найти там удивительный цветок, его называли «духмянiцай», «начной красавiцай». Внешне немного похож на гиацинт, но тоньше и изящ­ней, цветы у него, как у орхидеи. Незаметный днем, вечером издает удивительный, изысканный аромат. Найти его считалось большой удачей и в прежние времена, а сейчас встречаются только единичные экземпляры. 

Весь Троицкий — «Сёмушный» — цикл обрядов и песен в народной традиции является чисто женским. Важная роль в нем принадлежит девушкам и молодым «замужнiцам». На них лежит обязанность продолжения жизни и рода. Само состояние природы, ее молодость, сила, яркость и красота соответствовали тем, кто считался главным в это время. К Зеленым святкам девочкам обязательно шили платьице, пусть ситцевое, но новое, на лето. 

Девушки доставали лучшие наряды, «пярсцёнкi i каралi». Существовал еще и очень мудрый обычай «кумлення» между девочками-подростками. Во время Троицы они обменивались между собой лентами, заколками, обещая сохранять дружбу и добрые отношения, отгонять прочь зависть и злость. Женщины «сталага ўзросту» не снимали с шеи «пацеркi», когда-то подаренные своим «любым» или «бацькамi». Именно они «асобна» шли куда-нибудь «у светлы гаек», прихватив с собой угощенье, обязательно «пяклi яешню», а потом вели свои «размовы» и пели песни.

Девушки шли в рощи «завiваць вянкi». Они соединяли верхушки растущих рядом деревьев, получалось подобие арки. На деревце загадывали о судьбе своих родичей. Завивали венки и «на кавалераў». К веткам деревьев добавляли «гаючыя» травы: буквицу, полынь, любисток, аир. Через неделю шли проверить. Если деревца оставались свежими, то это обещало добрый год и счастливую жизнь. 

Засохшие ветки относили к недобрым знакам. Развивать венки нужно было обязательно. Считалось, что иначе дерево может обидеться и даже проклясть человека. 

Дерево воспринималось как двойник человека, разделяющий его судьбу. С необъяснимой способностью дерева предсказывать будущее того, кто его посадил, мы сталкиваемся и сейчас: оно может болеть одновременно с человеком. Особенно это касается плодовых деревьев. Вторым цветением среди уже практически осенней поры дерево предупреждает об опасности. 

Перед Троицей первый раз шли в ночное со всеми оберегами: веточками вербы, «зёлкамi» для окропления освященной водой. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter