Вслед за учебными программами изменились и учебники

Заумные учебники знаний не прибавят

В ПРЕДДВЕРИИ нового учебного года проблемы образования обсуждались на самом высоком уровне. Темы, обозначенные Президентом на рабочей встрече с заместителем Премьер-министра Василием Жарко и министром образования Игорем Карпенко, Глава государства поднимал уже не один раз. Правила приема в вузы, подготовка школ и учеников к новому учебному году, Республиканский педсовет… Вопрос первостепенной важности – и обновление программ и учебников.

С пособиями уже ознакомились педагоги. Во многих программах, говорят, заметны глобальные изменения. И все потому, что они пересматривались поэтапно и по принципу относительной завершенности. Что это значит? Возьмем, к примеру, историю Беларуси и всемирную историю. С 5-го по 9-й класс теперь будет изучаться весь период истории с древнейших времен до сего дня. Обучение будет основано на хронологии и событиях. А вот в 10—11-м классах те же самые эпохи, но на проблемно-теоретическом уровне. То есть так, чтобы, оперируя определенным запасом дат и имен, изученных ранее, ученик мог анализировать какие-то исторические события. Зачем? Так он учится самостоятельно размышлять, вникать в суть проблемы.

А учебники? Теперь они станут лаконичнее. Написаны доступным языком, не отягощены массой непонятного. Допустим, в учебнике по всемирной истории для семиклассников убрали из словаря сразу 33 непонятных слова. Почему? Смысл ведь не в том, чтобы нагрузить школьника двумя лишними абзацами, а обратить его внимание на ключевые понятия. В конце концов, тупая зубрежка дат и определений ни к чему хорошему не приведет. Ребенок может машинально запомнить те или иные фактуры, а вот понимать, почему произошло то или иное историческое событие, будет не в силах. Да и в памяти вряд ли что-то отложится.

Вернемся к тем же семиклассникам. На уроках русского языка они теперь не станут углубляться во все подряд, узкие темы будут проходить для ознакомления, объясняет мне Елена Птушко, учитель Хильчицкого детского сада — средней школы Житковичского района. Возьмем тему «Глагол», в которой много доступных упражнений, но не заумных. Из программы 5-го класса по русскому языку убрали жанры речи, которые так тяжело даются ученикам. В таком юном возрасте дети просто плохо усваивают материал, свидетельствует сельский учитель. Или русская литература. В 8-м классе, к примеру, раньше была обязательна к прочтению гоголевская «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Теперь произведение, которое не так просто воспринимается детьми, — для ознакомления. А роман Льва Толстого «Война и мир»? Оставлен на занятия, где будет рассматриваться произведение в проблемно-тематическом ключе. То есть учитель сам будет определять, какие основные направления в произведении могут заинтересовать класс, рекомендовать главы к прочтению. То же касается и романа Шолохова «Тихий Дон».

Изменений много и в программах, и в учебниках. Главный принцип перемен — учиться должно стать интереснее. Кстати, в этом учебном году в школах появится еще 41 новое пособие. Сплошные тексты «разбавят» диаграммы, таблицы, схемы, графики, карты. Чтобы, как и в советских школьных учебниках, которые до сих пор приветствуют педагоги, иллюстрация занимала почти половину объема книги.

Пока рано судить, хороши ли учебники нового поколения. Кстати, первые 8 из них издали и апробировали еще в прошлом учебном году. Учителя (а их опросили почти 5 тысяч человек) на хорошо и отлично оценили уровень учебников. Особенно это касалось вопроса о доступности изложения и иллюстративного материала. Что ж, посмотрим, как примут новые пособия в простых сельских школах, где учебник зачастую — единственный источник знаний, а учитель — авторитетный помощник в освоении материала.

uskova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter