Количество проверок предпринимателей сократят

Затуманили проверки частные перспективы

Уже несколько месяцев «СГ» ведет рубрику о становлении бизнеса в деревнях и райцентрах — «ПРОбизнес». Предприниматели, а мы в этом убедились при подготовке материалов, взглянули в сторону небольших населенных пунктов. Им оказывается немалая поддержка в виде начального капитала, бесплатных обучающих курсов, субсидий от банков, налоговых льгот. Они же в свою очередь заполняют свободные ниши, идут туда, где нет крупных предприятий, создают новые рабочие места.  При этом есть одно но — по-прежнему в сфере бизнеса немало бумажной волокиты и проверок, которые зачастую и затормаживают дальнейшее развитие...


Обстоятельный разговор состоялся у меня с предпринимателем из Пружанского района, которая загорелась идеей открыть первый в стране цех по переработке голубики. Ягода весьма полезная, фермерам по силам ее вырастить, что они и делают, но вот вопрос переработки стоит ребром: запускать новые производства на существующих государственных предприятиях пока не спешат, потому остается только в сезон торговать голубикой на рынке. Покупатели при этом или лишаются продуктов из ценнейшей ягоды, или приобретают товары импортные по баснословному ценнику — за 100 граммов чилийского порошка из голубики, к примеру, у нас просят 43 рубля! Казалось бы, дорога для частника открыта — организуй собственный цех. Да и цена вопроса, на первый взгляд, некритичная — сушильная установка стоит порядка 18 тысяч евро. Но чем дальше в лес, тем больше дров и меньше голубики. Оказалось, что наше законодательство не «заточено» под организацию небольших перерабатывающих предприятий. Требования предъявляются точно такие же, как и к крупным заводам. Даже по самым скромным подсчетам, чтобы открыть цех, требуется порядка 300 тысяч долларов. Цифра уже не такая заманчивая. 

Впрочем, материальный фактор еще полбеды. Как только цех запустится — жди постоянных проверок. Предприниматель показала внушительную папку бумаг, которые необходимы только при выращивании ягоды. Когда дело дойдет до переработки, увеличить ее придется втрое. Одним словом, только успевай отчитываться перед каждой инстанцией. В итоге идея пока так и не переросла в реальный проект.

Этот случай, хоть и частный, далеко не единичный. Не раз доводилось слышать, что проверки не дают спокойно работать предпринимателям — приходится заниматься не столько производством, сколько постоянным сбором документов и написанием отчетов. Тема эта поднималась и во время недавнего большого разговора Президента с представителями общественности. Глава государства отметил, что будут полностью перечеркнуты все надуманные нормативы МЧС, милиции, санитарных служб. Останутся только те проверки, которые действительно необходимы. При этом ответственность руководителя усилится. Например, при открытии нового предприятия его проинспектируют санстанция и МЧС, которые дадут разрешение на работу. Если в будущем на производстве возникнет нештатная ситуация, ответит непосредственно руководитель. Правительство уже прорабатывает соответствующие положения, которые, с одной стороны, уменьшат количество проверок, с другой — усилят ответственность предпринимателей. Нововведения вынесут и на общественное обсуждение.

И я такие перемены поддерживаю: почему, случись на производстве пожар, спрашивают и с сотрудников МЧС? Мол, вовремя не проверили те же извещатели или исправность огнетушителей, об опасной ситуации не знали, предписание не выписали. А руководитель предприятия что? Ждет подсказки? 

Первые изменения в законодательстве уже есть. Постановление Совета Министров № 92, которое опубликовано в начале февраля и вступит в силу через три месяца, предусматривает облегчение некоторых административных процедур в сфере бизнеса. В частности, не придется дополнительно согласовывать проектную документацию для создания рынков и возведения на их территории зданий с органами государственного пожарного надзора, уменьшатся сроки выдачи заключений о возможности уничтожения товаров с  месяца до 10 рабочих дней, сократятся размеры выплат для получения некоторых свидетельств и так далее. 

И это только первые шаги на пути уменьшения контрольных работ в сфере предпринимательства. Вся система переходит на другую ступеньку: не проверять, а доверять. Но важно, чтобы бизнесмены в свою очередь такое доверие оправдали. 

borisovez@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter