Как поднять с земли себестоимость

Затраты стреляют в упор

Социальный заказ на думающие головы в АПК уже поступил. Но куда девать остальные?

СЕБЕСТОИМОСТЬ можно сравнить со спиралью, где каждый виток — это затраты. Чем больше накрученных звеньев, тем сложнее сжать растянувшуюся пружину, что в любой момент может выстрелить и больно ударить. Так и на производстве может случиться, что никакой выручки не хватит на смягчение удара. Выход один — отрезать лишнее.

Вообще этот показатель характеризует качественную сторону любой хозяйственной деятельности. Это теоретически. А практически во многих хозяйствах, думаю, еще нет конкретной «дорожной карты» по снижению себестоимости, на которую нацеливает Президент и Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Разве что на бумаге. 

В НАШЕМ сознании намертво укоренилось: мы не можем «осилить» постоянно растущие цены на ресурсы, многократно уменьшающие соотношение выручки к затратам. Похоже, эта больная заноза мешает позитивным действиям. Мол, нет смысла экономить на мелочах, считают некоторые руководители. Однако другого выхода не дано.

Да, индекс цен на промышленную продукцию в прошлом году рос ежемесячно от 0,2 до 3,9 процента и в январе составил 102,2. Позиции, важные для аграриев, взметнулись и того выше. Доломитовая мука подорожала на 32 процента, бензин и дизельное топливо — на 5, минеральные удобрения — на 19,4, тракторы — на 45, сельхозмашины — на 11 процентов. Тогда как график изменения стоимости сельхозпродукции, скорее, напоминает неровную прямую. Максимальное значение зафиксировано в феврале и октябре прошлого года — 101,9 процента. В январе этого года по сравнению с декабрем прошлого ценовой индекс составил 100,3 процента, в том числе в растениеводстве — 100,5, животноводстве — 100,3 процента. 

Аграрии жалуются, что не могут угнаться за ростом цен на минеральные удобрения, что расходы на их приобретение в структуре себестоимости зерна все тяжелеют, но в то же время в упор не видят, как химикаты, сброшенные где попало, в буквальном смысле тают в весенних лужах. 

НЕДАВНО специалисты Комитета госконтроля Минской области провели мониторинг по подготовке к севу в 15 хозяйствах Борисовского, Вилейского, Стародорожского, Пуховичского, Червенского и Узденского районов. Всюду не хватает денег на полноценное обеспечение посевной. Запасы туков небольшие, по области — 40 процентов к потребности. А кредит может быть предоставлен платежеспособным, к примеру, в Борисовском районе только  шести из восемнадцати организаций. На покупку же минеральных удобрений необходимо 131,5 миллиарда рублей. Фактически имеется 34,6 миллиарда (26,3 процента). Казалось бы, бесценные кристаллы и гранулы надо беречь как зеницу ока. Но не тут-то было. В КСУП «Корсаковичи-Агро», ОАО «Борки-Агро» словно забыли об их цене, храня ненадлежащим образом. 

Просыпаются через щели стен склада и удобрения в ОАО «Запольское» Червенского района. Там же почти два года простаивает энергонасыщенный трактор. Все это время хозяйство не может разобраться с коммерческой структурой, которой отдало в ремонт коробку переключения передач. Амортизационные расходы конечно же в себестоимости присутствуют, а вот прибыль от бороздящего поля богатыря отсутствует. 

Еще больше претензий к базам агросервисов. Факты безобразного хранения минеральных удобрений установлены в Тадуличах, Руденске и Негорелом Червенского, Пуховичского и Узденского подразделений. Дырявые крыши и стены. Неудивительно, что при таких, с позволения сказать, сохранности и учете,  можно списывать-приписывать тонны подмоченного калия, азота и фосфора, закладывая бесхозяйственность в цену растениеводческой продукции.  В кормовую единицу, съедающую прибыль от молока и мяса. 

А база ОАО «Узденский райагросервис» вообще не пригодна для этих целей. На ее территории ведется только перевалка туков с железнодорожного на автомобильный транспорт. Но выгружают с вагонов на открытую площадку, прямо в грязь. Колеса превращают часть бесценного груза в песчано-минеральное месиво. 

Помнят ли специалисты, что удобрения необходимо складировать в помещении, где исключена возможность попадания осадков и отсутствуют сквозняки, но в то же время там должны быть хорошая вентиляция и относительно сухой воздух? К примеру, азотные должны храниться при минимальной влажности, а вот хлористый калий и суперфосфаты не теряют своих свойств и в сыром помещении (максимум влажности — 40 процентов). Более того, на их качество влияет даже температура. Отдельный разговор об эффективном внесении удобрений и средств защиты.

ОПТИМИЗАЦИЯ кормопроизводства, отказ от практики использования хронически неэффективных культур, от импорта дорогих ветпрепаратов, кормовых добавок и всяких других закупок за валюту, должный уход за животными, сокращение праздношатающихся и нарушителей трудовой дисциплины — вот направления поиска снижения издержек. 

Кто не знает, что самая затратная статья в животноводстве — корма. Но в структуре пашни и луговых угодий еще не имеют адекватного удельного веса бобовые культуры. Кое-где их попросту нечем сеять. Не обеспечены под полную потребность семенами зернобобовых хозяйства  Мядельского (на 53 процента), Копыльского (67), Вилейского (81) районов. При мониторинге выявлено, что в каждом проверенном ОАО не хватает качественного посевного материала. Летом-то и пожнем.

Недоработки в сельском хозяйстве приводят к потерям в перерабатывающей промышленности. Недавно довелось побывать на Слуцком мясокомбинате,  жуткую антисанитарию на котором в 2014 году увидела по телевизору вся страна. Сейчас на предприятии чистота и порядок. Правда, сработали с убытками. Для снижения себестоимости готовой продукции у производственников небольшой резерв, сетует генеральный директор Геннадий Воронцов:

— Около 80 процентов в ее структуре занимает сырье. Мы понимаем, что поднимать цены на колбасные изделия больше нельзя, нас, мягко говоря, не поймет покупатель. Приходится работать в предлагаемых обстоятельствах. Снижение затрат обсуждаем чуть ли не на каждой планерке. При доведенном задании по энергосбережению минус 7,5 сэкономили 9,8 процента. Много занимаемся реконструкцией и заменой холодильного оборудования. В июне планируем получить товарную продукцию на новом свинокомплексе в Греске, а новые технологии позволят снизить себестоимость мяса. Приучаем людей к экономии ресурсов. Если в нерабочее время, к примеру, где-то горел свет, устанавливаем виновного с помощью видеокамер и вычитаем из его зарплаты стоимость потребленной лампочкой энергии за сутки. Увеличиваем глубину переработки сырья, выпуск консервов, полуфабрикатов. Будем оптимизировать работу сельхозфилиалов. Скоро присоединим к трем хозяйствам еще одно — ОАО «Леньки». После завершения юридической процедуры начнем объединять их в два полноценных крупных сельхозпредприятия, что позволит сэкономить на ликвидации ненужных звеньев в управлении, в численности работников, на увеличении нагрузок на мощную технику, на рациональном севообороте. С учетом роста поголовья свиней нам надо и больше зерна. В свою очередь, будем снижать затраты при его производстве.

И ЕЩЕ об одном важном моменте. О человеческом факторе. В одном из хозяйств поинтересовалась у главного экономиста коэффициентом конверсии корма. Понятие вполне себе популярное, но с чем его едят, мне так и не ответили. Потому что не подсчитывают соотношение количества затраченного корма к единице продукции в хозяйском «министерстве экономики», где пока что работают специалисты-статисты. Может, на думающие головы просто нет социального заказа?

klimovich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter