Репертуарная афиша купаловцев стала более «толерантной»

Затеяли сыграть квартет

В Купаловском театре состоялась премьера спектакля “Толерантность” по пьесе известного французского драматурга Ясмины Реза “Бог резни”. И хотя режиссер постановки художественный руководитель театра Николай Пинигин всячески избегает жанрового определения премьеры, скорее всего, это трагикомедия — во время спектакля много и часто смеются, а под занавес в зале воцаряется пронзительная тишина, какой давно не приходилось слышать в театре.


Пинигин придумал собственный финал этой истории: когда яростный спор двух семейных пар, начинавшийся из миротворческих побуждений, по сути, заходит в тупик и заканчивается пьяной перебранкой, герои Вероника и Мишель убирают посуду со стола, наряжаются в фартуки и превращаются в прислугу в собственном доме. А в дом приходят незваные гости... Этой сцены нет в пьесе, но она закольцовывает все действие и придает происходящему остросоциальное звучание. И ты понимаешь, почему весь спектакль на одном из видеоэкранов постоянно шли новости, в которых постоянная пальба, споры, дебаты...

Чем хороша современная режиссура — она непредсказуема. И никто не может запретить режиссеру дописать ту или иную сцену, убрать того или иного героя. Украинский режиссер Андрий Жолдак в своей версии “Трех сестер”, четырехчасовом спектакле “По ту сторону занавеса” в санкт-петербургском Александринском театре, добавил, например, еще одну героиню — жену подполковника Вершинина (в пьесе Чехова мы только слышим о ней с его слов). Если у Чехова Вершинин только говорит о непреодолимой тяге жены к самоубийству и ее психической неуравновешенности, то Жолдак визуализирует этот рассказ: растрепанная и нервная супруга врывается на сцену с веревкой и пытается повеситься, взгромоздившись на табурет. Это одна из самых смешных сцен в спектакле Жолдака. Главный белорусский специалист по Уайльду режиссер Сергей Куликовский в своих “Трех сестрах”, напротив, волевым решением вычеркнул второстепенных героев — подпоручиков Федотика и Родэ. Все эти добавления или сокращения работают на сюжет спектакля. Финал же Пинигина работает на идею, концепцию, обогащает ее и выводит на обобщение.

Молодые актеры Виктория Чавлытко, Александр Павлов, Марина Гордиенок, более опытный мастер Олег Гарбуз создают прекрасный квартет, в котором у каждого есть свое актерское соло. Наблюдать за захватывающими трансформациями героев интересно и поучительно. Вот жесткий и деловой Ален Олега Гарбуза ближе к финалу вдруг трогательно и нежно говорит по телефону с чужим человеком, матерью Мишеля, убеждая ее отказаться от приема препарата, побочные эффекты от которого слишком велики. А сдержанная и сентиментальная Аннета под воздействием рома вдруг хватает букет желтых тюльпанов и размалывает его на мелкие части, да так, что лепестки летят в разные стороны...

Сатира автора, безжалостно высмеивающего условности, чванство, мнимую политкорректность, возведенную в абсолют и благо, Николай Пинигин усилил убедительной и тревожной метафорой. Пока мы выясняем отношения друг с другом, спорим и скандалим, кто-то уже присматривается к нашему дому.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter