6 августа 1956 года принято постановление ЦК КПСС «Об орошении и освоении целинных земель»

Затея Хрущева превратилась в… пыль

16 августа 1956 года принято постановление ЦК КПСС «Об орошении и освоении целинных земель»

16 августа 1956 года принято постановление ЦК КПСС «Об орошении и освоении целинных земель»



ПРАВДА, осваивать целинные земли в Казахстане начали немногим раньше — в 1954-м, когда в Актюбинскую область выехали первые 50 тысяч комсомольцев. Всего за пять лет целинной эпопеи в нее было вовлечено 1,7 миллиона человек, распахано около 45 миллионов гектаров земель. Кстати, не только в евразийской степи, но и в Заволжье, Сибири и на Урале. Однако отток кадров привел к настоящей катастрофе в европейской части России, и уже в 1974 году власти были вынуждены поднимать «вторую целину» — нечерноземную зону РСФСР.

Романтики замерзали в палатках


«Целинную» идею Никиты Хрущева называют по-разному. Кто-то — великим подвигом советского народа, кто-то — авантюрой. Существует даже версия, что под видом освоения новых земель в Казахстане проводилась «операция прикрытия» — переброска большого количества людей и техники из европейской части Советского Союза в район строительства космодрома Байконур.

Но реальность была иной. В середине 50-х годов в СССР стал нарастать дефицит хлеба, и специальный пленум ЦК партии принял решение «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель». Была проведена мобилизация добровольцев из западных районов страны, которым давались значительные льготы: бесплатный проезд с имуществом, денежные пособия до тысячи рублей, кредит на квартиру до 20 тысяч — большие по тем временам деньги.

Целина поглотила 20 процентов всех вложений СССР в сельское хозяйство — более 20 миллиардов рублей, но часть огромных средств, образно говоря, просто закопали в землю. Природные условия степей не принимались во внимание: не учитывались песчаные бури и суховеи, не были разработаны щадящие способы обработки почв и адаптированные к этому типу климата сорта зерновых.

Освоение началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры — дорог, зернотоков, не говоря уже о ремонтной базе для техники. С песней «Здравствуй, земля целинная…» тысячи добровольцев обживали пустынный край, а жильем для первопроходцев служили палатки и вагончики. Да, земли было предостаточно, а вот где было брать работников? В газетах об этом не писали, но кое-кто перехватывал «рабочую силу» прямо на железнодорожных станциях, а кто-то «выдергивал» кадры с родины. Романтикой завлекали студентов на время летних каникул, посылали в сезонные командировки механизаторов.



Как известно, после смерти Сталина в 1953 году прошла массовая амнистия. На волю вышли около миллиона 200 тысяч человек, среди которых вчерашние уголовники и те, кто сидел в ГУЛАГе по политическим статьям. После освобождения они направлялись на поселения без права несколько лет возвращаться в европейскую часть Советского Союза. Так что среди первоцелинников бывшие осужденные составляли в некоторых местах до 90 процентов работников.

Рекорд, который озадачил


В чем не было у целинников недостатка, так это в тракторах, сеялках, комбайнах. Почти вся производимая в СССР сельскохозяйственная техника эшелонами отправлялась в Казахстан. Зачастую ее некому было разгружать.

Короче, благое дело превратилось в очередную кампанию, якобы способную в одночасье решить все проблемы с продовольствием. Процветали авралы и штурмовщина: то там, то здесь возникали неразбериха и разного рода неувязки. Курс на освоение целинных и залежных земель консервировал экстенсивный тип развития сельского хозяйства, из-за чего развитие традиционных российских районов земледелия застопорилось.

Освоение целины шло форсированными темпами: если за два года предполагалось принять в оборот 13 миллионов гектаров, то в действительности распахали 33 миллиона. За это время создали 425 зерновых совхозов, аграрные гиганты появлялись и позже. Интересно, что практически каждое хозяйство возглавляли земляки Хрущева — специалисты сельского хозяйства из Украины.

Благодаря экстраординарному сосредоточению средств и людей, а также природным факторам новые земли в первые годы давали сверхвысокую отдачу. Так, в 1956 году в стране собран рекордный урожай в 125 миллионов тонн зерновых, из которых половина получена на целинных землях. А через два года его уже было некуда девать. Хлеб попросту пропадал, его сваливали на постеленный на земле брезент, поскольку не хватало зернохранилищ, элеваторов, не наладили переработку на местах.

Экология против энтузиазма


К тому времени и у людей начал потихоньку исчезать энтузиазм: дорог строилось мало, нормальное жилье — огромный дефицит, социальная инфраструктура отсутствовала, учреждений культуры нет, на зарплате особые условия сильно не отражались. Рабочие не имели возможности отовариться на месте. Например, чтобы купить бутылку беленькой и колбасы под нее, ездили на ближайшую железнодорожную станцию за тысячу километров.

Только когда народ стал массово покидать Казахстан, было принято постановление ЦК КПСС об изменениях в оплате труда и снабжении целинников, а также о предоставлении им значительных льгот. Ставка директора совхоза поднялась до 2000 рублей, а в хозяйства стали приезжать автолавки. Возмещать утечку трудовых кадров советскому руководству также пришлось за счет студенческих отрядов и солдат, увольняющихся в запас.

Однако нарушение экологического равновесия и ветровая эрозия уже в конце 50-х годов стали превращаться в серьезную проблему. Распашка гигантских площадей привела к резкому сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Именно тогда начался затяжной кризис традиционной отрасли АПК Казахстана — животноводства.

Потребление сельским хозяйством химических удобрений возросло более чем в два раза — целинные земли требовали растущего количества химических вливаний, впоследствии заражающих и почвы, и зерно, и водоемы. Игнорирование специфики местных почв привело к их химической эрозии, а пыльные бури в 1962—1963 годах свели практически на нет все усилия земледельцев — эффективность возделывания пашни упала катастрофически. И в 1965-м, после отставки Хрущева и очередной смены экономического курса страны, целина стала историей, а хлеб начали закупать за рубежом. Золотые запасы Советского Союза уходили для поддержки американских фермерских хозяйств.

Сейчас в Казахстане все по-другому. Большая часть земель передана в частные руки. Однако их площадь значительно сократилась в связи со сложными условиями зимовки зерновых культур, и пашня занимает всего 18 процентов сельхозугодий. Если в 1956-м республика дала рекордные 65 миллионов, то сейчас тут производят не более 9—12 миллионов тонн хлеба. Огромному независимому государству этого вполне хватает.

По материалам интернет-ресурсов подготовил Александр ШЕВКО, «СГ»

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter