Премьера Минского областного драматического театра «Валентина»: возвращение к «старой искренности»

Затерянные в Сибири

С тех пор как Минский областной драматический театр в Молодечно попал под отеческое крыло известного белорусского режиссера, мастера художественного слова, лауреата Государственных премий, заслуженного деятеля искусств Беларуси Валерия Анисенко, творческая жизнь здесь кипит, почва и судьба дышат полной грудью, премьерный конвейер не останавливается. Валерий Данилович элегантно перевел жизнь театра в иной регистр: из областного в столичные — по духу и содержанию. Из областного театра эконом-класса в бизнес-класс. Не все готовы работать в изнуряющем режиме мастера, но большинство приняло новые правила игры. Поддерживает инициативы худрука и энергичный директор Елена Соколовская. Театр обращает внимание как на молодую белорусскую драматургию в лице Влады Ольховской (драма «Хайп»), так и на классиков вроде Алексея Дударева («Не покидай меня…») или Петра Гладилина («Афинские вечера»).


Недавно труппа выпустила очередную премьеру — драму «Валентина» по пьесе советского драматурга Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Стоит напомнить, что некогда именно с драматургии Александра Вампилова начинался режиссерский путь Валерия Анисенко.

Валерий Анисенко.
В 1979 году вместе с артистами минских театров он осуществил постановку пьесы «Утиная охота» с народным артистом СССР Виктором Тарасовым в главной роли. Спектакль стал событием для столицы и со временем превратился в легенду. Те, кто пока не доехал на премьеру в Молодечно, получили возможность посмотреть премьеру на радушной площадке Дома Москвы в Минске. Показ спектакля был приурочен к приближающемуся празднику — Дню России. Помощь в организации показа молодечненскому театру оказали посольство России в Беларуси и принимающая площадка — Дом Москвы в Минске.

  «Валентина» сразу берет за горло своей искренней интонацией, высокой степенью художественной правды, точно переданной атмосферой таежного райцентра. Сценография Дарьи Волковой и музыка Тимура Калиновского лаконичны и сдержанны, они не отвлекают от действия, но создают целостный и выразительный мир, в котором снова бушуют страсти человеческие. Тщетно пытается примирить сына Павла (Никита Дроздов) и мужа (Сергей Корзей) буфетчица Хороших в исполнении Елены Рахмангуловой. (Актриса в этой роли может претендовать на заслуженные лавры, включая и Национальную театральную премию.) Так убедительна и велика здесь ее эмоциональная амплитуда. Таит любовь к следователю Шаманову (Алексей Карпец) юная работница чайной Валентина (Екатерина Щербач). Сам Шаманов проводит время у пленительной аптекарши Кашкиной (Александра Грасевич). Местный буквоед, холостяк и внештатный корреспондент газеты Мечеткин (Андриан Барткевич) тоже никак не устроит свою личную жизнь.

Среди актерского состава спектакля «Валентина» — ученики актера и педагога Владимира Мищанчука.
В старика Еремеева органично перевоплотился совсем молодой артист Владимир Назаренко. Все смешалось в этом таежном райцентре. Помимо неизбежных «гамлетовских» вопросов бытия, герои решают и вполне рядовые: куда идти сегодня на танцы — в Ключи или Потеряиху? Куда ни иди — всюду клин. И безбрежное «зеленое море тайги».

Недавно в Драматическом театре Белорусской армии главный режиссер театра Игорь Фильченков в содружестве с актером Василем Бойдаком так же деликатно и по школе поставил вампиловские «Двадцать минут с ангелом» из цикла «Провинциальные анекдоты». Тогда подумалось: как же, оказывается, нужна нашим театрам драматургия Вампилова с его мощным подтекстом, вниманием к деталям, психологическим нюансам, отсутствием всякой декларативности! Молодечненский коллектив пошел еще дальше и решился на высокую трагедию.


Своей задачей режиссер также считал передать дух эпохи, во время которой была написана пьеса.

Этому искреннему и пронзительному спектаклю, напоминающему о хрупкости человеческих чувств без патоки и сентиментальности, хочется пожелать долгой жизни и, конечно же, счастливой фестивальной судьбы. Его обязательно должны увидеть на родине Александра Вампилова — в Иркутской области. На холодных берегах Байкала режиссер Анисенко бывал не однажды. Может, потому и получился спектакль, что приходил он с земным поклоном к месту гибели драматурга возле поселка Листвянка, видел байкальское небо и присягал на верность бесконечной глади самого большого пресного озера в мире.



Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter