Засучить рукава на внутреннем рынке

Ее приоритетами станут три фундаментальных направления — развитие внутреннего рынка, совершенствование управления экономикой и всемерное развитие конкуренции. В отличие от известного ленинского НЭПа, появившегося около ста лет назад, новый курс — не временное отступление от проводимого сейчас, а его логическое продолжение. Провозглашенные ранее такие основные направления работы, как экспорт, жилье и продовольствие, по-прежнему остаются в силе. Как и взятый в последние годы курс на модернизацию производства.

СТРАНА переходит к новой экономической политике, заявил Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию.

Ее приоритетами станут три фундаментальных направления — развитие внутреннего рынка, совершенствование управления экономикой и всемерное развитие конкуренции. В отличие от известного ленинского НЭПа, появившегося около ста лет назад, новый курс — не временное отступление от проводимого сейчас, а его логическое продолжение. Провозглашенные ранее такие основные направления работы, как экспорт, жилье и продовольствие, по-прежнему остаются в силе. Как и взятый в последние годы курс на модернизацию производства.

Почему ускоренное развитие внутреннего рынка ставится во главу угла? В последние годы наша экономическая политика несколько упростилась. С одной стороны, экспорт для зарабатывания валюты, с другой — бездумная трата ее на импорт. Можно еще понять, когда товар невозможно у нас производить. Но есть и так называемый некритичный импорт, когда завозим то, что производим сами. Но производим так, что не выдерживаем конкуренции с зарубежным. Это ведет к дефициту валюты и отрицательному торговому сальдо. Если все займутся качеством, можно будет вытеснять с внутреннего рынка немало зарубежных товаров. Кстати, внутренний рынок — это не только товары, но и услуги. И надо активно их расширять: медицинские, образовательные, транспортные, логистические, информационные и прочие.

Новая экономическая политика требует и новых подходов к оценке эффективности производства. Директивная система планирования с массой показателей себя исчерпала. Нужны не валовые, мертвые цифры, а прибыль, живые деньги на счетах. Это особенно актуально для агропромышленного комплекса. Здесь у нас по инерции еще с советских времен рейтинг сельхозпредприятий, районов и областей выстраивается по натуральным показателям: урожайности, надою от коровы, суточному привесу скота и т. д. В стороне остаются себестоимость сельхозпродукции, прибыль на одного работающего, прибыль на балло-гектар и многое другое. И если составить рейтинг по ним, «турнирная таблица» может быть совершенно иной.

Как-то директор одной из птицефабрик рассказал такую историю. В прошлом году его заставили посеять более тысячи гектаров зерна на низкобалльных землях. Цель была якобы благородная — иметь побольше своего комбикорма. Но предприятие от этой затеи понесло одни убытки, что отразилось на его финансовом положении. Если бы во главу угла ставилась экономика, а не вал любой ценой, закончил свой рассказ руководитель, такой авантюры не было бы. Мы просто купили бы зерно у тех, у кого оно дешевле.

Стране нужна новая концепция управления всем хозяйственным комплексом. Сегодня министерства не разрабатывают политику для отраслей в целом, а контролируют работу каждого предприятия в отдельности. А поскольку у нас преобладает государственная форма собственности, то они, хотят этого или не хотят, вынуждены заботиться о своих субъектах хозяйствования и невольно притеснять частные. Это приводит к подавлению конкуренции. Между тем, как подчеркнул глава государства в Послании, именно конкуренция делает рыночную экономику успешной и эффективной.

Говоря о причинах кризиса в Украине, Александр Лукашенко отметил две важнейшие из них — неэффективная экономика и коррупция. Нам надо извлекать уроки из чужих ошибок. Да, у нас с коррупцией борются, но часто, как сказал Президент, бьют по хвостам, отсекая уже свершившийся факт. А как вести эффективную профилактику этого явления? Надо создавать такие алгоритмы работы чиновников, чтобы у них не было возможностей поживиться. И здесь многое могут современные технологии. Возьмем, к примеру, принцип «одного окна», внедренный во всех органах государственного управления. Ведь именно он помог людям упростить решение их проблем, избавил от хождения по кабинетам. Плюс среду для коррупции ликвидировал. Почти нет ее и при поступлении в вузы, потому что знания абитуриентов оценивают не люди, а компьютеры. Железо ведь не подкупишь…

Почему процветает коррупция при проведении тендеров? Яркое тому подтверждение — случай с заместителем председателя Оршанского райисполкома. Его сын, имея фирму-пустышку без какой-либо производственной базы, благодаря чиновнику-отцу постоянно выигрывал строительные тендеры. А работы на объектах вели проигравшие.
Возможно ли такое, если бы тендеры проводили не люди, а компьютеры? Вопрос, как говорится, риторический. Не потому ли на местах и не спешат с внедрением в управление электронных технологий, потому что ответ знают?

Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter