Фото interfax.by
Дом Правительства, оперный театр, Дом офицеров, Академия наук… Главный архитектор «Минскградо» Александр Акентьев, вспоминая слова Гете «Архитектура — застывшая музыка», называет работы современных зодчих эстрадой, а творения Лангбарда — выдающимися симфониями, ставшими классикой. Почему вдруг вспомнилось об Иосифе Григорьевиче? На днях ему исполнилось бы 135. По этому поводу в галерее Михаила Савицкого открылась выставка. Экспозиция небогатая, сделанная силами сотрудников Белорусского государственного архива научно-технической документации. А какой она еще может быть? После смерти Лангбарда его родственники были готовы поделиться наследием, самолично приезжали в Минск, но тогда оно почему-то никому не понадобилось. Годы спустя наши люди бросились на поиски ценнейших документов, нашли их в Санкт-Петербургском архиве, но никто их, естественно, не отдал. Поэтому десяток фотографий архитектора, несколько пожелтевших документов — это практически и все добро, которое есть сегодня у нас. Неподдельный интерес может вызвать разве что конкурсный проект реконструкции Центральной площади 1948 года. Хотя с ходу и он кажется совсем непонятным. Только найдя на огромном полотне изображение Дома офицеров, начинаешь соображать, как сегодня могла бы выглядеть Октябрьская площадь. Ради этого, пожалуй, и стоит сходить в галерею.
Можно считать, что в этом году создатели выставки разнообразили ее, представив недавние находки с чердака Дома Правительства. Только какое отношение эти бутылки и пачки от папирос имеют к Лангбарду?
«Сам Господь уберег здания Лангбарда во время войны», — говорит известный архитектор Михаил Гаухфельд. И правда, ведь пули свистели, бомбы летели, а Дом Правительства хоть и был заминирован, но уцелел. Оперному театру повезло меньше: в первые дни войны в него попала авиабомба, был разрушен зрительный зал, а позже немцы там разместили конюшни. Но здание было построено на славу, поэтому его удалось восстановить. А что мы, наследники архитектуры Лангбарда, делаем, чтобы сохранять память об этом человеке?
Одна скромная выставка в небольшой галерее? Пара внеочередных лекций для студентов-архитекторов? И это в юбилейный год для Минска, который должен быть обязан именно этому человеку, а не тем, кто сегодня делает его стеклянным! Вариантов, как увековечить память об этом архитекторе, сотни. От очень дорогих до практически бесплатных. Здесь не надо ничего изобретать. Начнем с бюджетных. Например, конкурс юных архитекторов, пленэр «Лангбард и Минск» и прочее в этом роде. Выпуск календарей, магнитов, альбомов не только с изображениями зданий, придуманных зодчим, но и его портретом. В конце концов, съемка документального фильма, издание книги… В этом списке ничего нового, так ежегодно чтится память десятков заслуженных людей Беларуси. Некоторым повезло больше — их именами названы улицы. К слову, лишь несколько лет назад пару сотен метров в центре города, аккурат около суворовского училища, нарекли улицей Заборского. Достоин ли такой чести Лангбард? Несомненно. Да, переименование улиц — это как раз совсем не дешевое дело для города. Поэтому хочется попросить хотя бы бюст архитектора рядом с каким-нибудь из его строений. В год 950-летия Минска это было бы очень символично. Пока же — все на выставку в галерею Савицкого, а то через несколько недель и вовсе ничто не будет напоминать о юбилее великого архитектора.