Застоялись на запасном пути

Чем опасен дисбаланс инвестиций в персонал и в техперевооружение?

Чем грозит отставание инвестиций в подготовку кадров от вложений в технологическое обновление основных фондов?

Процесс обновления знаний, востребованных экономикой, в последнее время набирает чуть ли не космические скорости. При этом инвестиции в образование, особенно его бизнес-сегмент, должны давать многократную отдачу, утверждают практики. Белорусская система обучения при всем ее консерватизме позволяет готовить кадры высокой квалификации, считают представители научной среды. Но это возможно при одном условии: если работодатели смогут четко сформулировать требования к подготовке таких специалистов. Вопрос, как повысить конкурентоспособность экономики за счет развития человеческих ресурсов, обсудили участники заседания Республиканского клуба директоров, организованного Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей имени Кунявского.

Деньги есть, мозгов не хватает…

До тех пор, пока инвестор не найдет в Беларуси менеджеров высокой квалификации, способных реализовывать серьезные проекты, о значительных иностранных вложениях в отечественную экономику говорить не приходится. К этой мысли представители системы образования, бизнеса и власти возвращались не раз. Но ситуация пока разрешается с большим трудом… Туризм и строительство новых гостиниц, инновационные технологии в промышленности, торговля и общественное питание – практически в каждой сфере белорусской экономики ощущается дефицит кадров, способных работать по современным международным стандартам. «Начиная любой проект, мы прежде всего упираемся в проблему нехватки специалистов, поэтому вынуждены привлекать их из-за границы, — рассказывает генеральный директор ООО «Трайпл» Юрий Чиж. – Для выхода на мировой уровень у нас просто нет человеческих ресурсов». Вот и получается, что литовские консалтинговые компании сопровождают серьезные проекты в гостиничном бизнесе, а французы учат отечественных ритейлеров, как нарезать мясо и правильно выкладывать товар на полках гипермаркета. Кстати, сами же зарубежные партнеры готовы оказывать поддержку белорусской системе образования и участвовать в создании школ международного уровня. Например, правительство США уже выделило финансовые средства для открытия в нашей республике англоязычной программы MBA, рассказал директор Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Владимир Апанасович. «Американские компании хотят прийти на белорусский рынок и видеть здесь специалистов, которые смогут управлять их деньгами, — пояснил эксперт. – И пока мы не создадим управленческую среду, которая говорит с международным бизнесом на одном языке, масштабных инвестиционных проектов не дождемся».

Работа без границ

Как же насытить отечественный рынок труда конкурентоспособными на мировом рынке специалистами? Не сказать, что мозги наших соотечественников не ценятся за рубежом: напротив, ситуация, когда выпускники белорусских вузов перекочевывают на высокие позиции в зарубежных компаниях, далеко не редкость. К сожалению, подобным образом заканчивается и эпопея «учиться за границу» для наших школьников и студентов: многие из них так и не возвращаются обратно. Действительно, человек с «конвертируемым» дипломом становится сегодня объектом международной конкуренции: общество стареет, молодежи становится все меньше, а уровень экономического развития требует все более квалифицированных специалистов. Так, например, европейские эксперты просчитали, что за 2007—2020 годы трудовые ресурсы в ЕС увеличатся на 3 миллиона человек, при этом кадров низкой квалификации потребуется на 28 миллионов меньше. Эти новые вызовы ставят перед бизнес-школами много вопросов: как, кого и чему учить?

«Наша система образования очень статична, между ней и потребностями экономики очень большой разрыв», — считает председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. «Да вы посмотрите на учебники, которыми мы так гордимся: от идеи до выхода из печати проходит 5—6 лет, — говорит проректор Академии управления при Президенте Беларуси Александр Ивановский. – Мы сегодня учим тому, что было актуальным несколько лет назад». По мнению эксперта, проблема в том, что сфера образования зарегулирована огромным количеством нормативных документов. В то же время во многих странах система обучения сегодня выстраивается на электронном контенте: например, в московских вузах время обновления учебного пособия составляет 72 часа.

А школы где?

Преобразования назрели, но какими они должны быть? Один из вариантов – реформировать систему образования, включая ее бизнес-сегмент, постепенно. Но в это время тысячи белорусских студентов будут учиться в зарубежных вузах, а отечественные управленцы в поисках нужных знаний продолжат обивать пороги различных учебных заведений, за красивыми вывесками которых порой скрывается банальное желание заработать. «Мы предлагаем отцепить вагон бизнес-образования от всей системы, перевести его с запасных путей на основной», — обозначил перспективы декан Высшей школы управления и бизнеса БГЭУ Сергей Кричевский. Для этого необходимо провести институциональные изменения, регламентировать основные понятия, содействовать привлечению инвестиций в эту сферу, поощрять развитие международных образовательных проектов с участием отечественных бизнес-школ. По мнению эксперта, кадровых и инфраструктурных возможностей у белорусской системы образования хватит на 3—4 хорошие бизнес-школы.

Свою лепту в этот процесс готово внести и деловое сообщество. «Около года назад мы предложили создать в Беларуси вуз совершенно другого формата, полностью соответствующий международным требованиям, — рассказал Юрий Чиж. – Эта инициатива своевременна и уместна, дальше тянуть нельзя». Проект был поддержан руководством страны, но до сих пор он продвигается с большим трудом. «Удивительно, насколько сильно нежелание чиновников пускать кого-либо в сферу образования, — пояснил предприниматель. – Хотя для нас выгода – не в самой организации процесса обучения, а в выпускниках, которые позволят совершенно по-другому организовать бизнес-процессы в экономике». Кстати, актуален для нашего рынка и другой вопрос: далеко не всегда открытые в соответствии с требованиями работодателей специальности оказываются востребованными потребителями. «Если нет желающих учиться, это значит, что вузам и представителям бизнеса есть над чем поработать совместно», — считает Владимир Апанасович. С другой стороны, руководство отечественных вузов тоже слабо представляет, что именно необходимо рынку, — об этом свидетельствуют проводимые экспертами опросы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter