Защитное предписание

О домашнем насилии

Формулу «бьет — значит, любит» придумали не сегодня. Терпели наши предки по женской линии любые выходки супругов. Время было такое. Теперь ситуацию, когда жена терпит жизнь в «камере пыток», принимать сложно. В минувшем году в стране зарегистрировано 2,6 тысячи преступлений, совершенных в быту. В нынешнем — без малого 800. Но большинство случаев не фиксируется, так как страдающая сторона не выносит сор из избы. Да и общество равнодушно к чужим бедам.


Недавно у нас стартовал проект по противодействию домашнему насилию. Организаторы — МВД, Минсоцзащиты, представительство ООН/ЮНФПА в Беларуси, церковь и общественные организации. Пилотные регионы — Минск, Московский район Бреста, Каменец и Кобрин. Организаторы надеются расшевелить людей, чтобы не боялись и не стеснялись обращаться за помощью.


Сегодня четыре из пяти женщин сталкивались с проявлением психологического насилия в собственной семье. Возьмем знакомую многим ситуацию: пьет муж. Напьется — начинается кошмар. Где спасение? У свекрови? Не каждая примет сторону невестки. Участковому пожаловаться? Ну проведет беседу. Во второй раз оштрафует. А это уже удар по семейному бюджету. Можно, конечно, развестись. Но куда отправить дебошира, ведь квартира — общая? Вот и терпят страдалицы. Или начинают выпивать за компанию. Потом читаешь в милицейской сводке: «после совместного распития спиртных напитков жена ударила мужа ножом»...


Сегодня в стране работают 45 кризисных комнат на базе территориальных центров соцобслуживания. Есть приют в Лиде. Однако за 3 месяца нынешнего года обратились лишь 33 человека. Капля в море. Уверена, большинство даже не знают, что в спасительной тиши можно пожить 10 дней вместе с детьми. Получить психологическую, юридическую, при необходимости — материальную помощь.


Со стартом проекта появятся горячие телефонные линии. Сайт с необходимой информацией. Курсы и семинары будут организованы для специалистов социальных служб и милиции. В общем, работа должна быть поставлена так: к кому бы ни обратилась пострадавшая — к участковому, врачу, психологу, священнику, в кризисную комнату, — помощь будет квалифицированная. Особое внимание проект уделяет и защите детей в проблемных семьях. Впервые будет разработана, протестирована и внедрена модель работы с супругами–правонарушителями. МВД предлагает ввести новую меру индивидуальной профилактики правонарушений — защитное предписание. Его суть, если просто, в том, что уходить из дому придется не побитой супруге, а самому обидчику. Например, на срок до 30 суток можно будет запретить ему общение с женой и детьми, в том числе по телефону. Можно даже обязать покинуть общее жилище на время. Соответствующая норма уже внесена в проект нового законодательства по профилактике правонарушений. Жаль, не вводят принудительных мер вроде обязательного посещения курсов по управлению гневом, как в США. А ведь агрессивное поведение по отношению к домашним — ненормальное состояние психики, согласитесь.


Иной раз слышу: гендерное неравенство — важнейший фактор домашнего насилия. Есть еще такое понятие, как «стокгольмский синдром» — проявление симпатии к домашнему тирану. Это когда легко находится оправдание благоверному: дети его любят, кредит за квартиру не выплатили, страх остаться одной ну и всякое прочее. А по мне, так — банальная распущенность и деградация на фоне алкоголизма. Конечно, экономический тиран — много зарабатывающий муж, который держит семью и жену–домохозяйку на голодном пайке, — это очень плохо. Но пьющий и потом бьющий — еще хуже. Уверена, нужно думать не только о том, как спасать женщин от рукоприкладства, но и о том, как избавить сильную половину общества от тяги к алкоголю. Вино да водка у нас ведь на все случаи психотерапевт: в горе — антидепрессант, в радости — усилитель положительных эмоций. А от стакана до несчастья — один выдох...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter