Защитник без защиты?

За кулисами профессии
За кулисами профессии

Где искать защиту, если, выкрикивая угрозы, в дверь ломится пьяный сосед? Оказавшись в такой ситуации несколько месяцев назад, я дрожащими пальцами набрала 102. Уже через 10 минут мигом протрезвевший сосед под присмотром участкового инспектора просил прощения.

В тот раз милиционеры спасли меня, сегодня я встану на их защиту.

Макарову посвящается

2 августа в день публикации в «СБ» заметки «Макаров не подвел» редакционный телефон «охрип»: звонили в основном жители домов с улицы Берута. Напомню: речь в материале шла о прапорщике отдела охраны Фрунзенского отдела охраны Минска Александре Бейшере, которому при задержании преступника пришлось сделать 5 предупредительных выстрелов и 3 — на поражение. Телефонные собеседники, среди которых был и владелец взломанного грабителем автомобиля «Дэу», просили передать милиционеру большое человеческое спасибо — за самоотверженность в защите имущества граждан.

Как мне стало известно чуть позже, случаи, подобные произошедшему, — далеко не единичные...

Наглость — второе несчастье

...Едва участковый инспектор Заводского РУВД Минска Виталий Третьяк вышел на крыльцо общественного пункта охраны правопорядка (ОПОП), к нему подбежала плачущая девушка. Сбивчиво объяснила: вместе с сестрой — инвалидом II группы — она стояла в очереди, чтобы воспользоваться банкоматом.

— Уже подошел наш черед, когда меня оттолкнул подвыпивший парень. Сначала он сам долго возился с аппаратом, потом подозвал приятеля и стал обижать сестру: обзывал по–всякому, тыкал пальцами в глаза — его забавляло, что она очки носит, — всхлипывала девушка. — Я попыталась за нее заступиться, но он схватил меня сзади за шею, наклонил и хотел было ударить коленом по лицу — чудом увернулась...

Хулигана — высокого брюнета в оранжевой футболке — младший лейтенант заметил на крыльце магазина «Хатнi».

— Молодой человек, у меня к вам несколько вопросов. Пройдемте в опорный пункт, — корректно обратился к парню участковый.

Вместо ответа тот бросился наутек, а поняв, что лейтенант нагоняет, развернулся к нему лицом и принялся размахивать руками, пытаясь ударить. Не применяя силы, Третьяк лишь ловко уворачивался. Уклониться не удалось лишь от одного удара — по правой ноге. Превозмогая боль — после Виталию не раз пришлось посетить хирурга — участковый продолжил погоню. Теперь на драчуна заведено два уголовных дела — за хулиганство и сопротивление сотруднику милиции.

Любовь и... ненависть

В ГОМ–2 Заводского РУВД Минска было неспокойно с самого утра: патрульные привезли в изолятор «взбесившегося» спортсмена–боксера Дмитрия Шкроба, который в компании приятелей распивал на улице водку. Когда подошедший милиционер сделал ему замечание, спортсмен... укусил его за палец. За «детскую» выходку придется ответить по–взрослому: дело против него уже направлено в суд.

— В нашем отделе это не первый случай, — рассказал мне оперативный дежурный Николай Маханько. — Недавно похожий инцидент произошел и со мной... Патруль доставил из частного сектора 47–летнюю женщину, грубо нарушавшую общественный порядок: она превратила чужой огород... в любовное ложе. Поначалу задержанная вела себя спокойно, но только до тех пор, пока вызвавшая милицию соседка не пришла писать заявление. Завидев ее, женщина рванулась было вперед — видимо, хотела поскандалить, — но я преградил ей дорогу. Просил успокоиться. А она мертвой хваткой в форменную рубашку вцепилась: так, что та трещать стала и порвалась. Я с ней так минут 7 разговаривал... У меня на руке глубокие следы от ее ногтей до сих пор видны, хотя произошло все две недели назад.

— На другого нашего сотрудника задержанный набросился прямо в «дежурке», — добавляет пресс–офицер райотдела Анжелика Гуринович. — Хорошо, что буяна вовремя оттащили.

Один райотдел — пять случаев. Значит, примерно такая же складывается ситуация и в других РУВД страны. А это уже тенденция, причем тревожная.

Защищая наш покой, милиционеры вынуждены до критической секунды рисковать собственной жизнью, пытаясь спасти жизнь преступника... Сразу вспоминается, что в некоторых странах полицейские стреляют на поражение уже при малейшей угрозе: например, если водитель, которому приказано остановиться, не ждет инспектора, положив руки на руль, а пытается выйти из автомобиля...

За те 2,5 года, что действует приказ № 1 министра внутренних дел «О вежливом и внимательном отношении сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к гражданам», стражи порядка на деле стали гораздо более тактичны и деликатны. Повернулись лицом к гражданам, но некоторые из них, как видно по описанным выше случаям, норовят в это лицо вцепиться. Так не пора ли издать новый приказ — «О вежливом отношении граждан к милиции»?

Компетентное мнение

Евгений Полудень, заместитель начальника ГУВД Мингорисполкома:

— Применить оружие милиционеру разрешено лишь в крайних случаях: когда преступник готов покуситься на чью–то жизнь — самого сотрудника РУВД или другого человека. Причем, даже стреляя на поражение, работник милиции должен стараться причинить наименьший вред здоровью: целиться в руки или ноги. И только если преступник не бросает оружие, выпускать пулю в грудь...

В Минске какого–то особого всплеска агрессии против милиционеров не наблюдается. Более того, люди стали с большим доверием относиться к милиции: начали чаще звонить по 102, сообщать о правонарушениях. То есть поверили, что у сотрудников милиции найдется управа на любого «удальца».

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter