Защитить свои имя и разум

В Послании народу и Национальному собранию Президент поставил актуальную задачу...

В Послании народу и Национальному собранию Президент поставил актуальную задачу: о ревизии базы интеллектуальной собственности. Приведении ее в соответствие с высокими международными стандартами.


Очень своевременно. Сегодня в Таможенном союзе законодательство постепенно унифицируется. Но, к примеру, в России заявки на выдачу патентов, регистрацию товарных знаков рассматриваются от силы 14 — 15 месяцев, в Казахстане — до года. В нашей стране — 2,5 года. Хотелось бы не отставать от партнеров.


И еще пора преодолеть «патентную безграмотность» руководителей наших предприятий. Министерствам, концернам есть на что обратить внимание. В непростые 90–е годы прошлого века, чтобы выжить, промышленникам приходилось экономить буквально на всем. Упразднялись все «лишние» подразделения на заводах. В том числе на многих из них и патентные службы. В результате мы получили весьма безрадостную картину. Даже директора крупных, известных на всю страну холдингов порой не имеют представления, что такое товарные знаки, промышленные образцы и полезные модели. Не говоря уже о мелких бизнесменах. Из–за некомпетентности в вопросах интеллектуальной собственности руководители порой несут огромные материальные потери.


Вот цитата из Послания:


— Изобрести — полдела. Не менее важно вывести изобретение на рынок и продать его. Для этого требуется талант не меньший...


Очень важно, чтобы каждый производитель помнил эти слова.


Приведу простой пример. Казалось бы, как сегодня заработать на изобретении лопаты? Давно придумана, каждый знает, как выглядит. Однако Чаусскому лесхозу удалось существенно усовершенствовать немудреное орудие труда, разработать лопату специально для посадок леса. В результате мы получили патент на абсолютно новую полезную модель. И теперь без разрешения Чаусского лесхоза никто не вправе выпускать такие лопаты. Мелкое, немудреное изделие будет приносить своим разработчикам немалую прибыль. Не исключено, что в валюте. Лопатой для лесопосадок уже заинтересовались россияне, планируют заключить лицензионный договор с разработчиками на право изготовления этой модели в своей стране. За предоставленное право будут платить деньги.


Уверен, таких примеров немало. Только мы о них, увы, мало знаем. В отличие от Чаусского лесхоза иные умельцы не торопятся к патентному поверенному.


Другой нюанс — мелкий бизнес. Кто–то из частников, ремесленников изготавливает садовый инвентарь, кто–то электрические светильники. Но, как правило, до начала производства кустари не интересуются «патентной чистотой» изделия — просто покупают аналогичный товар и копируют. И есть немалая вероятность, что нарушают права правообладателя, первого производителя. А тот вправе требовать немалую сумму за заключение лицензионного договора, легализацию бизнеса. Или заставить прекратить выпуск изделия вовсе. Не исключен также существенный штраф. А ведь, как мы убедились на удачном примере, почти любую уже существующую модель можно усовершенствовать, приспособить для местных условий. Сделать патентоспособной и извлечь выгоду. Люди дальновидные так и поступают. Вот вам и модернизация, и импортозамещение, и экономия — решение сразу нескольких важнейших задач, которые ставит в Послании Президент.


Конечно, изобрести что–то с нуля в наше время непросто. Это понятно. Вроде все уже придумано раньше. Но придать изделию новые свойства под силу многим предприятиям — не боги горшки обжигают. И главное — все правильно оформить.


Отдельный разговор — товарные знаки, на которых также можно и прилично разбогатеть, и разориться. Все зависит от расторопности. В капиталистическом мире давно существует зависимость производителя от правообладателя. Некоторые предприимчивые товарищи, ничего не производя, регистрируют на себя по 50 — 60 товарных знаков с броскими, запоминающимися названиями. Потом сидят, дожидаются, потирают руки. Но вот на рынке появляется товар под новым брэндом. Рецептура эксклюзивная, но, на беду производителя, запоминающееся название, на раскрутку которого ушли немалые средства, уже «подмял под себя» ловкий делец. Приходится либо брать у него разрешение на выпуск своего же изделия, либо начинать все заново. И первый, и второй варианты потребуют немало денег и времени. Конечно, обидно. Но можно ведь было себя обезопасить. На стадии утверждения рецептуры и технологии узаконить и товарный знак. Советую: учитесь на чужих ошибках. Весьма вероятно, что неправедный бизнес на брэндах появится вскоре и у нас.


Да, база интеллектуальной собственности нуждается в совершенствовании — причем постоянном. Закон не стоит на месте. Но не менее важно, чтобы руководители предприятий всех форм собственности научились умело пользоваться патентным законодательством, извлекать для себя выгоду. Пора наводить порядок и в технической документации, и у себя в головах. Время обязывает.


Валентин КРОЛОВЕЦКИЙ, патентный поверенный, Могилев.

 

Фото Ирины Менделевой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter