
СКАЗАНО
— Я обращаюсь ко всем, кто убежден, что фашизм «нес на нашу землю цивилизацию»; кто героизирует убийц; кто поклоняется бчб‑флагам‚ под которыми проводился геноцид белорусского народа. Мы занялись этой проблемой, и мы докажем и покажем всему миру, что такое геноцид и что те, кто сегодня нас пытаются поучать, как жить, как минимум не имеют на это права. Всем вам, заблудшим и одурманенным, говорю: «Иди и смотри!» Иди в Хатынь, Борки, Олу‚ Дальву, Усакино, Шуневку, Озаричи, к мемориалам «Тростенец», «Яма», «Красный Берег».
Президент Беларуси Александр Лукашенко на республиканском митинге‑реквиеме «Лампада памяти», приуроченном к 78‑й годовщине хатынской трагедии, 21 марта 2021 года.
— Я обращаюсь ко всем, кто убежден, что фашизм «нес на нашу землю цивилизацию»; кто героизирует убийц; кто поклоняется бчб‑флагам‚ под которыми проводился геноцид белорусского народа. Мы занялись этой проблемой, и мы докажем и покажем всему миру, что такое геноцид и что те, кто сегодня нас пытаются поучать, как жить, как минимум не имеют на это права. Всем вам, заблудшим и одурманенным, говорю: «Иди и смотри!» Иди в Хатынь, Борки, Олу‚ Дальву, Усакино, Шуневку, Озаричи, к мемориалам «Тростенец», «Яма», «Красный Берег».
Президент Беларуси Александр Лукашенко на республиканском митинге‑реквиеме «Лампада памяти», приуроченном к 78‑й годовщине хатынской трагедии, 21 марта 2021 года.
Лагерь вермахта
Это был целый комплекс лагерей смерти, созданный весной 1944 года, — возле самих Озаричей, недалеко от местечка Дерть и деревни Подосинник. Никаких бараков и нар — только ледяная земля, снег, болото, вышки с автоматчиками, колючая проволока и мины по периметру. Единственный концлагерь, созданный непосредственно вермахтом.Дороги, по которым узников из окрестных белорусских и российских областей гнали сюда, были устланы трупами — нацисты убивали даже матерей, задержавшихся, чтобы покормить младенцев. Дети, женщины и старики умирали от холода, болезней и голода. Ради садистского удовольствия немцы натравливали на них собак, стреляли в пленников. Но главное — мирных людей хотели превратить в биологическое оружие, заражая сыпным тифом. Последняя попытка захватчиков огрызнуться, ведь их нещадно гнала прочь с этих земель Красная армия.
Официально Озаричский лагерь смерти просуществовал десять дней, но некоторые исследователи полагают, что сгонять сюда людей начали на несколько недель и даже месяцев раньше. Бойцы Красной армии 19 марта 1944 года освободили 33 тысячи человек, более 20 тысяч узников не пережили мучений.

Погрузить в атмосферу произошедшего
До того как стать заведующей филиалом «Мемориальный комплекс узникам Озаричского лагеря смерти» Калинковичского краеведческого музея, Зинаида Хлебовец многие годы работала учителем истории Озаричской школы и заведовала школьным музеем, посвященным узникам Озаричей, собирала их воспоминания, организовывала встречи и круглые столы:— До реконструкции основным инфоцентром был школьный музей. С каждым годом посетителей становилось все больше, особенно много — после 2020 года. А на самом мемориале информации для посетителей категорически не хватало, да и комплекс требовал благоустройства.

Масштабную реконструкцию мемориала завершили к концу 2023 года. В его центре — «Камни прозрения» с увеличенными архивными фотографиями узников. На стенах семиметровой Башни памяти выгравированы их воспоминания: «Мы снимали снег с нашей одежды и так утоляли жажду», «Из‑за сильного потрясения и переживания моя тетя Матрена сошла с ума, и ее тут же пристрелили немцы», «Помню, как под лопаткой был нарыв от укола, и там завелись вши, боль была ужасная, лечить нечем»… Со смотровой площадки открывается вид на болото, в котором замерзали люди. На ограде цветы и игрушки — для так и не повзрослевших девочек и мальчиков. А между деревьями — силуэты умирающих узников. Эту часть композиции оставили от предыдущего варианта мемориала: уж очень она погружала в атмосферу тех страшных дней.
Заведующая научно‑просветительным отделом Гомельского областного музея военной славы Виктория Заяц рассказывает:
— Перед нашим учреждением стояла серьезная задача — придумать концепцию нового музея, чтобы посетители не только получили дополнительную информацию, но и погрузились в ту страшную атмосферу. Сейчас можно увидеть довоенные Озаричи, хаты, дорогу, по которой гонят узников. Панорама лагеря — блестящая работа Белорусского союза художников. Лица манекенов сделаны по сохранившимся фотографиям реальных узников.

Необычной задумкой стала стена со снимками захватчиков и тех, кто создавал этот страшный концлагерь, отмечает Виктория Заяц:
— Мы хотели, чтобы все видели, кто совершал эти зверства с мирным белорусским народом. Особое место заняли фото освободителей, первыми ступивших на территорию концлагеря. Максимальное количество информации мы постарались дать и о военных медиках.
Создание памятника, посвященного подвигу военных медиков, — один из ключевых моментов реконструкции. Это первый подобный мемориал в Беларуси. Врачи и медсестры на передовой не просто вытащили узников с того света, а спасли страну от биологической катастрофы. Эпидемию сыпного тифа удалось локализовать всего за два месяца.

Листая электронные страницы
Очень важно, что в мемориале появился полноценный музей, атмосферный, интерактивный, с отпечатками рук людей на грязной земле, лаем сторожевых собак и электронными информационными стендами, на которых можно увидеть архивные военные кадры и прочитать воспоминания узников. Создатели не скрывают: делалось все, чтобы увлечь молодое поколение. Зинаида Хлебовец листает электронные страницы с фотографиями выживших и повзрослевших узников:— К нам приходит очень много школьников, и я всегда говорю им о том, что половина из 33 тысяч освобожденных были детьми в возрасте до 13 лет. Их сверстники. Они выросли, вот их взрослые фотографии, но в глазах остался тот детский ужас от увиденного в Озаричах.Вот знаменитая фотография малышки Веры Курьян, замотанной в обноски, но улыбающейся военкору и бойцам, которые пришли вызволить ее и маму из ада. Вера Сергеевна ушла из жизни в прошлом году, но о ней будут помнить многие поколения. Как и об удивительной истории Валентина Татаринова, рассказывает Зинаида Николаевна:
— Здесь очень много было беременных. Они рожали, умирали сами, умирали младенцы. А он выжил! Родился 16 марта 1944 года. Мама погибла, а малыш так плакал, так хотел жить, что люди вокруг решили любой ценой спасти его! Это единственный ребенок, у которого местом рождения записан концлагерь Озаричи.
Зинаида Хлебовец обращает внимание на историю восьмилетней Маши Мишиной из Паричей. Девочка на всю жизнь запомнила лейтенанта, который спас ее, взял на руки, прижал к себе. Он почти мальчишка был, но от него шли такое тепло, такая надежда на спасение, что Маша боялась открыть глаза: а вдруг все это окажется сном? Спустя 40 лет она вдруг увидела его, Ивана Захаренко, по телевизору и узнала. Они общались письмами, и как‑то он написал, что никогда не мог забыть то холодное болото. Он и его солдаты прошли страшную войну, но плакали, когда вынимали из мертвых материнских рук полуживых детей…
Награжденные спецпремией Президента подчеркивают:
— Мемориал — плод совместной работы сотен людей, художников, архитекторов, историков, строителей, властей района и области, всех тех, кто собирал и сохранял воспоминания узников. За прошедший после открытия год в музее побывало 14 тысяч человек, число посетителей мемориального комплекса гораздо больше. И половина из них — молодежь. Те, на кого ляжет нелегкая задача не дать переврать мировую историю.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
19 марта 1954 года на месте лагеря смерти Озаричи был открыт первый памятник, в 1965‑м здесь же возвели мемориальный комплекс, в центре которого на кубическом постаменте возвышался граненый обелиск с барельефными изображениями солдата и женщины, партизана и девочки. В 1991 — 1992 годах мемориал был перестроен по новому проекту. Три главные стелы стали напоминанием о трех концлагерях, известных как Озаричский лагерь смерти. После последней масштабной реконструкции мемориал торжественно открыли 9 декабря 2023 года — в Международный день памяти жертв преступления геноцида.
valchenko@sb.by