В «Белоруснефти» рассказали, как решаются проблемы, которые сегодня волнуют владельцев электрокаров

Зарядиться умными идеями

В стране уже имеется достаточно развитая сеть электрозаправочных станций. По данным ПО «Белоруснефть», на начало 2021 года на одну ЭЗС приходится около четырех авто. За прошлый год число электрокаров в стране выросло практически в пять раз. Согласно прогнозам, этот тренд будет только набирать темп и к 2025 году на белорусских дорогах их количество может достигнуть 100 тысяч единиц. Именно поэтому разработчики сегодня стараются смотреть на пример развития аналогичных сетей ЭЗС у ближайших соседей и внедрять лучшие решения. Прислушиваются и к тем, кто уже обзавелся электрической новинкой в Беларуси. Переходники, занятые парковочные места с зарядками и соотношение запаса хода к расстоянию до ближайшей доступной зарядки — те немногие, но все же существенные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются владельцы электроавто. О том, как решаются эти нюансы, в интервью «Р» рассказал заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Андрей Котик.


Место забронировано

— Андрей Богданович, одна из проблем, о которой сигнализируют владельцы электрокаров, — занятость парковочных мест с зарядками. Как правило, там долгое время может стоять электрокар, который будет заряжаться сверх необходимого, либо это место займет владелец авто с ДВС. Какие меры возможны для регулирования этой ситуации? Изменится ли она благодаря вводу оплаты за зарядку?

— Должен сказать, что с увеличением количества электротранспорта на белорусских дорогах мы отмечаем, что водители авто с ДВС стали реже занимать места на парковках вблизи зарядных столбиков. Объясняется это просто: все больше электрозарядных станций в Минске становятся загруженными, а также повышается культура водителей по отношению друг к другу. В ближайшее время в мобильном приложении Malanka появится функция, которая позволит бронировать зарядное место. Безусловно, с этой функцией водителям будет удобнее планировать свой маршрут и рассчитывать время на зарядку машины.

В Европе, если уже заряженная машина продолжает оставаться возле столбика зарядки, водитель вынужден платить деньги за занимаемое место. У нас же мы пока не прибегаем к таким мерам и полагаемся на вежливость и понимание самих водителей. С этим проблем у нас не возникает. И редко какие водители надолго забывают о своих электромобилях, когда те находятся на электрозаправочной станции.

В ближайшее время в мобильном приложении Malanka появится функция, которая позволит бронировать зарядное место.

Заполнить вакуум в районах

— Электромобилисты отмечают, что расстояние между заправками в поездках между городами все еще велико и иногда приходится прибегать к помощи эвакуатора. Планируете ли вы решать эту проблему?

— Еще в 2018 году, когда большинство электрокаров имели запас хода в среднем 150 км, Malanka строила ЭЗС таким образом, чтобы расстояние между ними не превышало этот отрезок. Нас иногда упрекают в том, что зарядной станции все еще нет в каком-либо райцентре, на что мы отвечаем, что в таком случае ближайшая ЭЗС будет расположена всего в нескольких километрах от данного города. Но также хочу напомнить, что в 2021 году сеть ЭЗС Malanka запланировала установку 80 станций в областных и районных городах. Это значит, что расстояние между соседними станциями сократится. Работа по установке ЭЗС в областных и районных городах продолжится и в 2022 году.

В этом году Malanka начинает пилотную установку двух супербыстрых ЭЗС.

Все упирается во время

— Владельцы электроавто считают, что отказываться от медленных зарядок не стоит. Удобство состоит в том, что, когда электрокар остается на парковке на долгий период времени, дешевле и удобнее было бы заряжаться медленнее. Планируется ли внедрять такие станции в будущем или это шаг назад и от них все же постепенно будут отказываться?

— Водители испытывают неудобство, если кто-то надолго занимает электрозаправочную станцию, поэтому и сделали упор на развитие быстрых ЭЗС, где батарею электрокара можно пополнить за полчаса. Владелец электроавто, к примеру, приезжает в спортивный зал, ставит машину на зарядку, а через час уезжает с полной батареей. И на это место может становиться другой водитель. Если бы Malanka продолжала устанавливать медленные ЭЗС, их пропускная способность равнялась бы четырем-пяти электрокарам в сутки. Более того, в этом году Malanka начинает пилотную установку двух супербыстрых ЭЗС, на которых электромобиль можно будет зарядить менее чем за 10 минут. Мы не остаемся в стороне и также стремимся делать все для того, чтобы время, которое водитель тратит на зарядку, равнялось времени, которое водители тратят на заправку на АЗС.
В 2021 году сеть ЭЗС Malanka запланировала установку 80 станций в областных и районных городах

Европейский стандарт

— В прошлом году появлялась информация о том, что возникали нюансы с разъемами для электроавто. Азиатский вариант отличается от европейского, из-за чего автовладельцам приходилось переоборудовать свой электрокар. Какая у нас будет региональная политика в этом вопросе?

— На станциях Malanka принят европейский, наиболее распространенный у нас в стране тип разъемов. Это Type 2, CHAdeMO и CCS Combo. Такие разъемы установлены на самых популярных в Беларуси электрокарах. В 2020 году, после отмены НДС, в страну стали ввозить электрокары с американских аукционов, также на рынке появились китайские производители. Разъемы таких автомобилей отличаются от стандартов, принятых у нас. Владельцам таких машин мы рекомендуем заменить разъем на СТО, чтобы впоследствии не возникало проблем из-за невозможности зарядиться через переходник. На станциях Malanka категорически запрещено пользоваться несертифицированными переходниками: при скачке напряжения, которое может возникнуть из-за перегрева или перегрузки, использование несертифицированных переходников может привести к короткому замыканию. Это может вывести из строя и электрозарядную станцию, и электромобиль.

Первый месяц — заряд нормальный

— Как складывается первый месяц у Malanka с вводом оплаты? Были ли проблемы у электромобилистов?

— Вопросы, которые возникали у водителей в связи с введением оплаты, нам удалось решить в течение первых дней платного пользования станциями. Мы ввели два способа оплаты за заряд: с помощью преавторизации, когда со счета пользователя блокируется определенная сумма, неиспользованная часть которой возвращается на карту, а также платеж с помощью внутреннего баланса. Клиент просто пополняет счет на необходимую сумму и заряжает электрокар исходя из доступной суммы.

ИНТЕРЕСНЫЕ ЦИФРЫ

• К 1 января 2021 года количество электромобилей в стране составит около 2000 штук (за год выросло в пять раз).

• В стране на данный момент более 400 ЭЗС.

• К концу 2021 года ожидается, что число ЭЗС вырастет до 600 единиц.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter