В индустриальном парке «Великий камень» прошел «День электротранспорта»

Заряд на инновации

Мероприятие на площадке мегапроекта состоялось уже во второй раз и собрало много интересных разработок наших предприятий и ученых. Свои новинки они демонстрировали под открытым небом на Пекинском проспекте перед центром коммерциализации научных достижений. В их числе — легковые авто, электробусы, спецтехника, новые модели электромотоциклов, электроскутеров и электровелосипедов. Также в течение выставочного дня прошел круглый стол по вопросам развития электротранспорта, на котором представители Министерства энергетики, Министерства промышленности, ПО «Белоруснефть» обсудили ближайшие тренды и перспективы развития отрасли будущего.

Прогнозы и экология

Во время торжественного открытия министр энергетики Виктор Каранкевич обратил внимание: прошлый год наглядно показал, что ведущие страны мира начали движение к глобальной электрификации транспорта. За 2020-й в мире продано более 3 млн электромобилей. Их общее число превысило 10 млн единиц.

— По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году мировой парк электромобилей может вырасти до 145 миллионов. О своем намерении отказаться от выпуска автомобилей с двигателем внутреннего сгорания уже объявили крупнейшие автоконцерны. Динамично обновляется и парк городского электрического транспорта, а это качественно новые возможности в сфере обслуживания потребителей и сокращения вредных выбросов в окружающую среду. По прогнозам международных исследовательских центров, доля электробусов к 2030 году вырастет до 30 процентов.

Министр особо подчеркнул, что в повышении уровня электромобильности заинтересована и наша страна. Для этого создаются необходимые условия, приняты стимулирующие меры. Развитие электротранспорта, расширение сети зарядных станций обозначены Президентом как одни из важных задач в текущей пятилетке. Строительство БелАЭС — это новые возможности для укрепления потенциала отрасли:

— По последним данным, количество электромобилей в Беларуси достигло четырех тысяч. За первое полугодие 2021 года в нашу страну ввезено 2112 электромобилей — это чуть больше, чем за весь прошлый год с показателем в 1810 авто. Растет объем потребления электроэнергии зарядными станциями для электромобилей. За пять месяцев текущего года он составил 3,8 млн кВт.ч, что на 23 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

После завершения официальной части мероприятия высокие гости ознакомились с экспонатами выставки.

При этом Виктор Каранкевич заметил, что на электромобили начинают переходить не только граждане, но и промышленные предприятия. Экономия от их использования весомая. Это на своем примере ощутило «Гомельэнерго», которое одним из первых среди энергоснабжающих организаций реализовало пилотный проект по обновлению автопарка электромобилями. Рассматриваются возможности закупки электротранспорта и другими организациями энергосистемы.

В свою очередь, глава администрации парка Александр Ярошенко особо отметил, что «День электротранспорта» — знаковое событие для индустриального парка и для страны в целом:

— Мы в парке также это направление активно развиваем. Из 71 резидента, которые в настоящее время зарегистрированы в «Великом камне», восемь тем или иным образом продвигают тему электротранспорта. Буквально в ближайшее время несколько будущих резидентов, инвесторов планируют также зайти к нам в парк и развивать данную отрасль.

Генеральный директор СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Янь Ган обратил внимание на проблематику изменения климата:

— Изменение климата — наша общая проблема. В этой связи ООН в рамках глобального сотрудничества в сфере климата активно продвигает использование экологически чистых источников энергии, создание зеленой экосистемы и обеспечение устойчивого развития общества. В автомобильной отрасли, занимающей одну из лидирующих позиций по выбросу углекислого газа в атмосферу, переход к новым источникам энергии и уход от традиционных топливных очень важен. Индустриальный парк готов продолжать содействовать вступлению большего количества резидентов из отрасли новой энергетики.

Новинки от «розетки»

После завершения официальной части посетители смогли ознакомиться с экспонатами выставки. Так, МТЗ представил льдозаливочный комбайн с электроприводом. Он предназначен для подготовки ледовых площадок закрытого типа. В числе экспонатов были разработки «Белкоммунмаша» и МАЗа. Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук продемонстрировал каркасно-панельный электромобиль Academic Electro, тяговые аккумуляторные батареи, синхронный и асинхронный двигатели, инверторы электроприводов и ряд готовых решений для электротранспорта.

Представители СЗАО «БЕЛДЖИ» — производителя и дистрибьютора автомобилей GEELY в Беларуси — провели тест-драйв электрокара Geely Geometry А. Его испытывают на дорогах нашей страны уже с марта прошлого года. Машина успела пробежать 69 тысяч километров во всех погодных условиях с разными типами дорожного покрытия.

Тест-драйв электрокара Geely Geometry.

— Автомобиль зарекомендовал себя хорошо. Мы готовимся к тому, что станем ввозить Geometry C, которая будет более адаптивной под наш рынок. На новой модели будет мультимедиа на английском языке, в последующем, возможно, на русском. И конечно же, разъем для зарядки европейского стандарта. Именно на них сейчас ориентируется ПО «Беларуснефть» при создании электрозаправочной сети Malanka. Можно будет заряжаться без переходника. Предусмотрены кожаный салон с подогревом сидений, панорамное остекление, адаптивный круиз-контроль, видеорегистратор, различные системы безопасности, — рассказал маркетолог СЗАО «БЕЛДЖИ» Александр Тугарин.

Испытания электрокара продолжатся до сентября текущего года. В ноябре Geometry C

должна поступить в продажу. Ориентировочная цена на топовую комплектацию машины с запасом хода в 550 километров — до 30 тысяч долларов. В будущем будет известна цена и на более дешевую комплектацию электрокара.

— Машины будут распространяться через дилерскую сеть, для того чтобы оценить потребность рынка. Сборка их в стране пока осуществляться не будет, — пояснил Александр Тугарин.

Наша страна заинтересована в повышении уровня электромобильности.

Также на выставке были представлены и электрические велосипеды ООО «МотоВелоЗавод». Компания сейчас изучает спрос на новые модели. В них есть двигатель на 250 ватт. Программное обеспечение ограничивает скорость до 25 километров в час. Делается это с целью, чтобы не противоречить российскому законодательству — большая доля белорусских электровелосипедов направляется на продажу именно туда. Есть модели для доставки с транспортировочной сумкой и для езды по пересеченной местности, складной самокат. Цена зависит от сложности модели и доходит до двух тысяч рублей.

Также в рамках «Дня электротранспорта» в парке «Великий камень» прошел круглый стол «Перспективы развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры в Беларуси». Его участники обсудили наиболее актуальные вопросы реализации комплексной программы развития электротранспорта на будущую пятилетку, а также прогнозы развития рынка электромобилей с учетом действующих стимулирующих мер и планов по развитию зарядной инфраструктуры.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter