До конца года в стране должно появиться еще 150 ЭЗС: мы узнали, как будет развиваться сеть электрозаправок

Заряд на будущее


Тренд на стимулирование покупки электрокаров и их появление на дорогах страны набирает обороты. Так на прошедшем форуме E-mobility первый заместитель министра промышленности Сергей Гунько анонсировал появление в скором будущем дополнительных возможностей для выгодной покупки электрических автомобилей. К росту их числа готовится и электрозаправочная сеть «Белоруснефти» Malanka. До конца этого года зарядить свой электрокар можно будет уже в 400 точках страны. С текущими мощностями сеть ЭЗС способна обслуживать около 9000 электромобилей ежедневно. Ожидается, что в следующем году число электрозаправок вырастет до 600. О том, как страна настраивается на новую транспортную модель, «Р» рассказал заместитель генерального директора по строительству, общим вопросам и идеологической работе «Белоруснефти» Андрей Котик.

Развитие на опережение

По оценкам «Белоруснефти», с начала весны к августу количество электрокаров увеличилось с 400 до более 800. Такой рост ведет за собой и увеличение нагрузки на электросеть. Кстати, в августе на станциях Malanka электромобили зарядились на 80 000 кВтч. Именно поэтому сеть ЭЗС развивают на опережение.

К слову, в столице на данный момент есть 171 электрозаправочная станция. До конца года здесь установят еще 110 быстрых станций. Большинство из них будут расположены в центре города недалеко от торговых центров, мест развлечений, спортивных объектов. Однако про спальные районы также обещают не забывать.

По какому же принципу сегодня происходит возведение инфраструктуры для зарядки электромобилей?

— При возведении электрозаправок мы обращаем внимание на спрос и комфорт автовладельцев. В вопросе выбора территории для строительства руководствуемся тем, что это должно быть место, максимально удовлетворяющее потребности водителей. Приоритетно оборудуем ЭЗС паркинги, торговые и развлекательные центры, офисные здания, — объясняет Андрей Котик.

При этом он обращает внимание, что в жилых районах не всегда есть возможность строительства электрозаправок:

— Однако при наличии достаточного спроса мы готовы рассматривать возможности строительства ЭЗС в жилых районах. Для этого инициативу должны проявлять сами жильцы: нужно обращаться с заявлениями в местные исполкомы, оттуда эти документы передадут нам и, исходя из их количества, мы будем устанавливать ЭЗС там, где это целесообразно.

Сегодня расстояние между ЭЗС по всей стране не превышает 150 километров. Именно на столько рассчитан заряд батареи самого бюджетного электромобиля.

ЭЗС можно построить самим

Сеть ЭЗС сегодня возводится из отечественных заправок. Производят их на ОАО «Витязь». По словам Андрея Котика, наши электрозаправки ни в чем не уступают зарубежным аналогам. У них есть подтвержденные сертификаты качества, станции белорусской сборки поддерживают разъемы всех электрокаров, которые распространены в нашем регионе. Что касается эксплуатации, то сами по себе станции из строя не выходили — все они представлены в антивандальных корпусах, защищены от попадания грязи и пыли.

Свою роль играет и ценовой фактор: строительство сети за счет белорусских предприятий обойдется в разы дешевле, нежели закупать станции за рубежом. Конечная стоимость установки одной станции зависит от целого ряда факторов, решающим из которых является вопрос наличия сетевой инфраструктуры.

Все планы развития ЭЗС Malanka подкреплены реальными потребностями рынка электрокаров.

— При необходимости реконструкции стоимость может возрастать. В дальнейшем мы планируем устанавливать супербыстрые ЭЗС мощностью до 350 кВт, а в ближайшем будущем реализуем совместный пилотный проект с ПРООН, — отмечает Андрей Котик.

Специалист обращает внимание на то, что столбик зарядки может установить себе любой желающий, и это не обязательно должна быть Malanka:

— Если вы, к примеру, с соседями решили совместно установить столбик зарядки на несколько электрокаров в своем дворе, вам это обойдется в сумму от 3000 белорусских рублей. Если же вы владелец фитнес-клуба, парикмахерской, автомойки или любого другого бизнеса, который подразумевает то, что к вам приезжают люди на своих авто и оставляют их на парковке на долгое время, то вы на своей территории также можете установить медленную зарядную станцию, которая станет дополнительным конкурентным преимуществом.

Ставка на цифровизацию сервиса

По словам Андрея Котика, все планы развития ЭЗС Malanka подкреплены реальными потребностями рынка электрокаров в Беларуси и запросами водителей:

— Сегодня расстояние между ЭЗС по всей стране не превышает 150 километров. Именно на столько рассчитан заряд батареи самого бюджетного электромобиля. По стране действуют 270 ЭЗС: зарядки установлены в областных центрах, а также вблизи туристических мест. До конца года мы планируем установить еще 150 ЭЗС. Уже к 2021 году более 600 станций смогут обслуживать в комфортном режиме около 30 000 электромобилей.

При этом немаловажную роль здесь играет и цифровизация сервиса электрозаправки. Не так давно Malanka перевели на использование через мобильное приложение. Процесс проходил в два этапа: 15–16 сентября — в регионах, с 16 по 21 сентября — в Минске. В данный момент активация станции с помощью мобильного приложения — это единственный способ воспользоваться ЭЗС.

Приложение Malanka удобно тем, что позволяет увидеть расположение ближайших ЭЗС, сориентироваться, свободна ли она, отследить параметры в процессе зарядки.
Приложение Malanka удобно тем, что позволяет увидеть расположение ближайших ЭЗС, сориентироваться, свободна ли она, отследить параметры в процессе зарядки. Также всегда под рукой есть информация обо всех электрозарядных станциях страны: поддерживаемый тип зарядки, с какой мощностью она осуществляется, какие типы разъемов представлены на данной ЭЗС, в приложении также создана большая база электрокаров со всеми техническими характеристиками.

— Сейчас мы продолжаем испытывать сервис, — поясняет Андрей Котик. — Иногда возникают временные технические неисправности на сервере, из-за чего могут появляться трудности с зарядкой через мобильное приложение. Именно поэтому мы приняли решение не взимать плату, пока не будем убеждены на 100 процентов, что приложение работает как часы. Для нас прежде всего важен клиент, на его мнение мы ориентируемся. Если у кого-то сегодня возникают вопросы о работе приложения, просим обращаться во вкладку «Служба поддержки», там же вопрос можно будет проиллюстрировать фотоснимком. Специалисты ЭЗС Malanka оперативно отреагируют и помогут решить проблему.

В дальнейшем, с отработкой оплаты сервиса, а также с неминуемым ростом числа электрокаров на дорогах, заправка станет платной. Точную дату сказать сложно, однако ожидается, что приложение будет работать в полной мере уже в следующем году.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ , Александр КУШНЕР