В пяти минских школах начался любопытный эксперимент
Хотя говорят, что лечить и учить — профессии от Бога, а День медика и День учителя стали уже всенародными праздниками, материальные стимулы сегодня уступают моральным. Обычно зарплаты в школах, больницах и поликлиниках не очень–то высоки. И если в июле среднестатистический строитель получал 7,2 млн. рублей, то, по последним данным Национального статистического комитета, средняя заработная плата в образовании — 3,4 млн. рублей, в здравоохранении — 3,9 млн. В расчетном листке учителя значится где–то 4 млн., врача — 6,5, медсестры — 3,8 миллиона. При этом все понимают: качество такой ответственной работы нужно оценивать не только в восторженных отзывах и почетных грамотах, но и напрямую увязывать с денежным поощрением. Как это сделать? Сейчас и в образовании, и в медицине по–новому пытаются подойти к решению этой задачи. И если Минздрав планирует запустить пилотный проект к концу нынешнего года — началу следующего, то в пяти минских школах уже с началом учебного года зарплату учителям намерены начислять по–новому.
Отраслевая система оплаты труда — так окрестили эксперимент в Министерстве образования. Ожидается, что она даст возможность повысить доход лучших педагогов до 15 — 20 процентов. Как это работает? Во–первых, вырастет «ценник» за категорию. А во–вторых, оплачивать станут те обязанности из обширного круга забот учителя, которые раньше считались само собой разумеющимися. Например, прежде на зарплате отражались только результаты, показанные школьником на олимпиадах, теперь же педагог получит бонус еще и за подготовку к ним. Надбавка за подготовку подопечных к спартакиадам будет положена и учителям физкультуры. Доплатят и за организацию питания в классах, и еще за уйму других рабочих моментов, лежащих до того на плечах педагогов «по умолчанию». Конкретный механизм еще окончательно выверяется: инструкция по применению отраслевого финансирования находится в Минюсте.
Стоит вспомнить, что недавно активно обсуждался еще один пилотный проект — эксперимент с так называемым подушевым финансированием, цель которого также поднять зарплату учителю на достойную высоту. Главная идея такова: плюс к бюджетным средствам за каждым учеником идет в год еще по 9 млн. рублей, а учебные заведения получают возможность распоряжаться деньгами по своему усмотрению. При таком раскладе суммы в расчетных листках наиболее востребованных педагогов могли бы дотянуть до 1.000 у.е.! Ведь чем больше пришло к ним учеников, тем больше школа получает в итоге дополнительных финансовых поступлений. По некоторым оценкам, в распоряжении учебного заведения оказывалось бы по 11,5 миллиарда в год. Пока проект остановился на полпути. Ведь дело новое, непростое, и давать ему старт нужно, будучи уже отчасти уверенными в отдаче и просчитав все нюансы.
Вот и медики несколько отложили свою новацию по совершенствованию финансирования и оплаты труда медработников. Хотели начать эксперимент со 2–й минской клинической больницы, 11–й поликлиники и учреждений здравоохранения Могилевской области. Однако планы изменились: скорее всего, уточнил заместитель министра здравоохранения Игорь Лосицкий, нововведение коснется всех областей страны. Организационная работа в разгаре. Смысл в том, чтобы повысить качество услуг в больницах и поликлиниках за счет более продуманного распределения финансов. Сегодня средства выделяются на содержание самого учреждения, а надо бы взять за ориентир результаты его деятельности: сколько пациентов обслужено, какие услуги и насколько эффективно оказаны. Особое внимание — состоянию больного. Может быть, ему уже и не нужно круглосуточно находиться в больнице, а лучше подлечиваться в дневном стационаре? Ведь это существенно сэкономит сопутствующие затраты на питание и т.д., позволив тем самым пустить средства на новое оборудование. И самое главное, Минздрав планирует изменить систему премирования медицинских работников. Платить собираются не по принципу «всем сестрам по серьгам», не за нахождение на должности, а за реальные результаты. Для этого понадобятся индикаторы качества работы, которые и определят размер ежемесячной премии. В общем, подход будет принципиально иной: «больше сделал — больше получил». Именно за него давно выступают и медики, и педагоги.
Будем следить за этими интересными новациями...
Советская Белоруссия №171 (24308). Четверг, 12 сентября 2013 года.