"Зарница" учит Родину любить

В эти дни в детском оздоровительном центре «Пралеска» Жлобинского района проходит военно-патриотическая игра «Зарница»
В эти дни в детском оздоровительном центре «Пралеска» Жлобинского района проходит военно-патриотическая игра «Зарница». До 10 июня 250 ребят из Гомельской области посостязаются в военно-прикладных, туристских и спортивных соревнованиях. Палатки, песни у костра, дискотека... Такое начало каникул уж точно не может не запомниться подростку.

В отличие от родителей мне в детстве не посчастливилось побывать в таком лагере. Они мне рассказывали, что в советское время «Зарница», и подобные ей проекты были в порядке вещей, проходили массово, начиная с пионерской дружины каждой конкретной школы, и выходили на всесоюзный уровень. Были частью воспитательного процесса, смысл которого в том, чтобы ненавязчиво, опять же в форме игры привить детям главное — любовь к Родине. 

Развалился Союз, и во многих странах, ставших уже суверенными, о военно-патриотических играх подзабыли. В Беларуси, как мы видим, проект возродили. Причем в лучших советских традициях. В программе жлобинской «Зарницы» — конкурс боевых листков и инсценированной песни, смотр строя и песни, интеллектуальный турнир по страницам истории Отечества. Обязательные пункты программы — состязания по огневой подготовке.

 Тематическое наполнение не нуждается, как мне кажется, в дополнительных комментариях. А особенность таких игр еще и в том, что они собирают ребят, которых называют трудными подростками, в том числе из неполных и неблагополучных семей. Психологи доказали, что иногда шалят они от избытка энергии. Так почему бы ее не направить в нужное русло? В этом смысле «Зарница» импонирует еще больше, ведь дети вольно или невольно, чтобы достойно представить команду, должны вникнуть в историю, знать хронологию хотя бы Великой Отечественной войны, корни государственности той страны, где живут.

Признаюсь, однажды изумил незамысловатый ролик в интернете. Один из информационных порталов провел опрос среди белорусских подростков и молодежи на знание основной информации о событиях 1941—1945 годов. Ответы некоторых, честно говоря, вогнали меня в краску. Потому что стыдно не знать, к примеру, что значит в календаре дата 22 июня или кто такой Гастелло. Недоработка ли преподавателей в школе? Не берусь отвечать за всех, ведь каждый ребенок — индивидуальность. Но особенность в том, что ученик запоминает то, что преподносится интересно. Урок истории не шоу, но историю Великой Отечественной войны, где советский народ продемонстрировал беспримерный патриотизм, надо знать. И актуально это как никогда сейчас. Наши дети растут в пространстве, загруженном зачастую деструктивной и опасной для осознания неокрепшей личности информацией.

 Дети сейчас не похожи на тех, кто родился в 80-е и 90-е годы. Дети 2000-х — это поколение миллениум. Оно чрезмерно вовлечено в новейшие технологии, хочет изменить мир, они уверены, что владеть им способен лишь бизнес. И у них мышление клиповое. Это когда человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий — комикс, миссию в компьютерной игре, квест.

Никогда не задумывались, почему учителя всего мира бьют тревогу? Дети мало читают, а если и берутся за печатный текст — то в сокращении, не понимают смысла прочитанного, плохо понимают чужие мысли, а написать изложение — сверхзадача. И еще любопытный факт. Пресловутые британские ученые поставили эксперимент. Предложили старшеклассникам ответить на несколько элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 процентов.

Следовательно, если превратить изучение истории Отечества в квест (в нашем случае в «Зарницу»), есть неплохой шанс, что ребята полезную информацию не пометят как неинтересную. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter