Сегодня в сельхозорганизациях Осиповичского района зарплата колеблется от 282 до 385 рублей

Зарамленная выручка

Для одного осиповичского хозяйства  зарплата тысяча рублей реальность, а для второго — почти фантастика. Где выход?


ПРЕДПРИЯТИЯМ нашего АПК, как и всем остальным в стране, к концу года нужно выйти на зарплату в тысячу рублей. И если для крепких организаций это напряжения особого не потребует, то там, где работники еле-еле получают триста рублей, чуть ли не руками разводят от отчаяния: где взять такие деньги в столь короткий срок? И все же приблизиться к заветной цифре — задача хоть и сложная, но вполне достижимая, утверждают в Осиповичском райисполкоме.

Оператор машинного доения МТФ № 7 филиала «Белшина-агро» ОАО «Белшина» Осиповичского района Елена ТЕТЕРИНА
Фото БЕЛТА

Сегодня в восьми из девяти здешних сельхозорганизаций средняя зарплата за 2016 год колеблется от 282 до 385 рублей. Если копнуть глубже, статистика и вовсе удручающая: в некоторых хозяйствах фонд зарплаты в выручке сельхозпродукции с учетом отчислений в ФСЗН приближается к 50 процентам при среднем показателе по району 39,6 процента. 

Получается, проедают большие деньги...

– Да мы и сами понимаем, что нужно избавляться от этих диспропорций, объем оборотных средств пополнять. На словах и бумаге это красиво выглядит, а на практике все оказывается скромнее и сложнее, — с ходу вводит в курс дела заместитель председателя Осиповичского райисполкома, начальник райсельхозпрода Денис Захарчук. — Рассмотрели и проработали все возможные способы, с помощью которых можно добиться повышения выплат. Вывод: универсального и однозначного рецепта нет, любые действия должны быть основаны на ситуации, сложившейся в каждом конкретном хозяйстве, а все принимаемые меры — объективными и обоснованными. Увеличить зарплату без привлечения денежных поступлений со стороны реально. Здесь есть два эффективных и доступных способа: нарастить объемы продукции, что принесет дополнительную выручку, и оптимизировать ту часть штата, которая не несет должной нагрузки.

Таких работников, по словам моего собеседника, около 15 процентов. В каждом хозяйстве есть люди, чьи обязанности можно безболезненно распределить в коллективе. Есть организации, где раздут административно-управленческий персонал. Например, в некоторых лишние бухгалтеры. Правда, расчет их количества ведется исходя из нормативов выручки и числа работающих. То есть может случиться так, что сегодня от них избавятся, а завтра, на фоне роста темпов производства, резко почувствуется кадровый голод.

Пока что идет речь об оптимизации лишь трех процентов работников, занятых в сельском хозяйстве. Это сократит фонд зарплаты на 218 тысяч рублей (в 2016 году он установился на отметке 8 миллионов 328 тысяч рублей) и позволит примерно на пять процентов увеличить итоговую сумму в расчетнике для оставшихся. Только вот изменится ли кардинально статистика?! Зарплата, допустим, в 280 рублей станет всего лишь на 14 рублей больше. Это я к тому, что сокращение численности — лишь одна из мер, которая может быть действенной только в комплексе. На оптимизации не разбогатеешь, все дыры не закроешь: все-таки производство должно быть эффективным, а не лаконичным.

Непростой, но и самый реальный способ достижения заявленного зарплатного рубежа — увеличение объемов и выращивание высокорентабельных культур. Например, в районе в прошлом году получили небывалый урожай сахарной свеклы, выручка от ее реализации составила 236 тысяч рублей. В этом году на нее большие надежды и под нее большие площади. Естественно, это потребует определенных финансовых вложений, но ведь и поступления на счета вырастут, а значит, и зарплата на месте стоять не будет.

В ФИЛИАЛЕ «Белшина-агро» ОАО «Белшина» самая высокая средняя зарплата в сельхозотрасли по итогам года — без малого 630 рублей. Легко ли она далась, как выйти на 1000 рублей, поинтересовалась у руководителя хозяйства Александра Боброва:

— Это вполне для нас реальный показатель, — подчеркивает руководитель. — Уже сейчас отдельные работники зарабатывают пятьсот долларов. И речь не о руководстве или специалистах — доярки наши уже получают больше тысячи рублей. Правда, не все, но и у остальных начисления солидные — ниже 800 рублей не опускаются.

Основную часть зарплаты составляют различные доплаты и поощрения, которые подробно расписаны в колдоговоре. Потому что производительность труда растет тогда, когда люди чувствуют прочную материальную основу. Если хозяйство развивается, значит, и зарплата не будет стоять на месте. Это понимают все. В итоге в прошлом году выручка на одного работника составила 22 000 рублей. Если сравнивать с 2015-м, на 22 процента выросла и производительность труда. Соответственно, люди стали получать больше.

Филиал «Белшина-агро» сегодня живет за счет реализации молока: ежедневно здесь сдают не менее 35 тонн, 78 процентов идет сортом «экстра». В структуре выручки за ним львиная доля — порядка 70 процентов.

Только вот одно досадное обстоятельство, которое озадачивает руководителя: молоко приходится продавать «Бабушкиной крынке»,  цена — около 600 рублей за тонну. В то время как предприятия, расположенные в других областях, предлагают за него 720. Чтобы вывезти молоко за пределы Могилевщины, нужно получить специальное ветсвидетельство. Но его никто не даст, так как действуют негласные запреты, утверждает Александр Бобров. Даже такая разница в цене при больших объемах приводит к колоссальным потерям — порядка 120 тысяч рублей ежемесячно. «Нас со всех сторон зажали строгими рамками. И что с того, что мы производим продукцию, если мы не можем продавать ее на своих условиях?» — недоумевает Александр Александрович.

Как бы там ни было, увеличивать выручку и повышать зарплату здесь планируют реально. В наращивании темпов производства основной упор делают на совершенствовании генетического потенциала дойного стада. Во-первых, неукоснительно действует программа по выбраковке низкоудойных коров: от них и молока много не надоишь, и продуктивное потомство не получишь. Во-вторых, пересмотр структуры посевных площадей в пользу многолетних трав с высоким содержанием белка. Именно они составляют основу питательного и дешевого рациона в животноводстве, что, в свою очередь, делает производство молока более рентабельным.

Казалось бы, вот пример рационального хозяйствования, где буквально каждая мелочь находится на контроле. Смотри — и учись. Но то ли специалистов не хватает, то ли желания работать нет. Вот и получается, что филиал «Белшина-агро» — единственное крепкое хозяйство в районе, где не только в срок выплачивают зарплату, но и вовремя сеют, убирают и так далее. Поэтому рассудительность, спокойствие и уверенность Александра Боброва понять можно.

Но если «Белшине-агро» достаточно лишь немного поднапрячься, чтобы выйти на требуемый уровень, то в ОАО «Березина-Агро-Люкс» ситуация противоположная: средняя зарплата по итогам прошлого года составила немногим более двухсот восьмидесяти рублей. Значит, ее нужно увеличить почти в четыре раза меньше чем за год.

На вопрос, как это думают сделать, разводят руками. Валентина Бурачевская, главный экономист, уверена: без сторонних вливаний это из области фантастики. Так ли на самом деле?

Сегодня реализация молока приносит хозяйству более 50 процентов всей выручки, это деньги каждый день. Только в ОАО, похоже, не осознают, что в этом деле еще не все ресурсы исчерпали. Есть потенциал и в повышении среднесуточных надоев от коровы, нужно только более серьезно подойти к дойному стаду и вплотную заняться совершенствованием генетического потенциала. И кстати, по итогам прошлого года лишь 49 процентов сданного молока пошло сортом «экстра» — разве не повод задуматься, почему хозяйство так бездарно теряет немалые деньги? Но за два месяца этого года, если сравнивать с аналогичным периодом предыдущего, производство молока здесь увеличили на 187 процентов, а его реализацию — вдвое, значит, работать можем. Качество подтянуть — и вот он, ежедневно ускользающий резерв повышения зарплаты. 

Получается, причина хозяйственного неблагополучия кроется в самих же работниках, от руководителя до сторожа.

Чтобы масштаб его стал более зримым, приведу лишь один пример: здесь посеяли только половину озимых — деньги на покупку ГСМ закончились. Уже начинаются весенне-полевые работы, и снова в хозяйстве за голову хватаются. Вопрос риторический: как соблюсти технологию и вырастить хороший урожай, если не за что купить минеральные удобрения, средства защиты, топливо.

Правда, Денис Захарчук особо этим стонам верить не советует, это, по его мнению, всего лишь нелепые отговорки. Государство поддерживает сельское хозяйство, в том числе предоставляет возможность покупать ГСМ в кредит с отсрочкой первого платежа. «Вместо того чтобы жаловаться на безвыходную ситуацию, нужно хотя бы попытаться найти выход. Это несерьезно: кричать «невозможно» и при этом топтаться на месте», — отмечает Денис Сергеевич.

ВМЕСТЕ с тем есть еще одно обстоятельство, которое неумолимо сводит к нулю рентабельность производимой продукции. Рассказали об этом в ОАО «Березина-Агро-Люкс», да и в других ситуацию подтвердили: свободно дышать не позволяет установившийся диспаритет цен, когда приходится продавать продукцию по неоправданно низкой стоимости. На протяжении нескольких лет она остается практически неизменной, в то время как реальные затраты увеличиваются. Стоит ли удивляться, что порой приходится продавать то же зерно себе в убыток…

Как выйти из ситуации? Безболезненно вряд ли получится. Будет сложно, но никто и не говорит о легком старте. И начинать нужно с того, что достаточно жестко объяснить каждому работнику: повышение зарплаты возможно тогда, когда будут получать товарную продукцию, приносящую дополнительные деньги. То есть втолковать, что свой кошелек наполняем мы сами. Сейчас люди выходят на работу с негласной установкой: как платите, так и работаем. Поэтому придется что-то менять: либо людей, либо их сознание. Больно  будет в любом случае. Пока что о сокращении работников в «Березина-Агро-Люкс» речь не идет: людей и так не хватает. Но это пока. Когда хозяйство начнет набирать обороты, возникнет здоровая конкуренция, и до финиша дойдет не всякий работник.

И хоть Денис Захарчук оптимистично утверждает, что все восемь хозяйств района к концу года подтянутся и станут вровень с филиалом «Белшина-агро», верится мне в это слабо. Хотя бы потому, что там, где средняя зарплата еле-еле до трехсот дотягивает, нужно увеличить эффективность производства в 3,5 раза! Как мне кажется, за столь короткий промежуток времени, меньше чем за год, достичь этого, опираясь лишь на собственные силы, нереально. Во-первых, прежде чем что-то получить, вложить нужно не только знания и опыт, но и материальные ресурсы. В большинстве хозяйств их попросту нет, а кредиты и займы лишь создают эффект благополучия — их ведь отдавать придется. Во-вторых, нагрузка будет все больше, а работников — меньше. Впрочем, поживем — увидим.

syritskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter