Жители приграничья, живущие за счет поездок за рубеж, должны участвовать в финансировании госрасходов

Заработок в багажнике

Прослойка предприимчивых граждан, живущих за счет поездок в соседние Польшу и Литву, в гродненском приграничье формировалась десятилетиями. Вокруг их деятельности по обе стороны кордона даже появилась своеобразная инфраструктура. То, что сразу бросается в глаза, так это машущие паспортами проезжающим автомобилям люди на подъезде к пункту пропуска. Для тех, кто далек от местных реалий, объясню. Это означает всего лишь, что у них в документе открыта виза, разрешающая въезд в страны Европейского союза, и прямо сейчас голосующие готовы сесть к вам в автомобиль и за небольшое материальное вознаграждение повысить результативность поездки на 20 килограммов товара — норматив беспошлинного провоза на одного человека. Неплохое подспорье для тех, кто хочет с минимальными затратами получить максимум от поездки.

Для гродненца В. такие помощники — благо. Он уже давно занял свою нишу в приграничной торговле. Он — посредник. Его задача — закупить в польском гипермаркете много разнообразной мелочи и оформить на таможне возврат налога на добавленную стоимость. Таким образом он забирает себе примерно 20 процентов от стоимости чека, а полный счет выставляет владельцам частных торговых точек. В этой схеме никто, кроме государства, не внакладе. Владельцы рыночных павильонов и киосков получают товар без затрат на транспортировку и растаможку, да и доставщик материально в выигрыше. Если провести несложные вычисления, то становится понятно: даже после введения ограничений на ввоз товара в нашу страну прибыль от каждой поездки у него составляет около 100 рублей. А если в машине находятся еще жена с сыном и подсадные «путешественники», то эту сумму можно смело умножать на три и более.

По ту сторону границы так же — все к услугам челноков. На автостоянке у белостокского рынка постоянно дежурит пара–тройка человек, которые стараются не пропустить ни одного прибывающего автобуса и маршрутки:

— Паперосы... паперосы...

Для владельцев легковушек — стационарный сервис. Любой рыночный продавец укажет вам, где можно найти скупщика и еще сочувственно посоветует быть осторожнее: нередко за их работой наблюдают полицейские в штатском.

Этот прибыльный бизнес привлекает многих. Гродненка С., например, бросила работу в городской поликлинике для того, чтобы та не мешала ей зарабатывать провозом сигарет. Работают в паре с мужем: он «начиняет» автомобиль, а она сидит на диетах и подбирает одежду, чтобы под ней не были заметны патронташи из сигаретных пачек, которыми она обвязана.
Фотофакт


Месяц назад все с удивлением узнали, что в пункте пропуска «Берестовица — Бобровники» польские таможенники задержали караван из четырех легковых машин с белорусскими номерами, в каждой из которых были обнаружены сигареты с существенным превышением норм, разрешенных к ввозу в ЕС. Сигареты были спрятаны в дверях, газовых баллонах, сиденьях, под колесами, а в одной из машин под передней панелью, из-за чего пришлось даже снимать лобовое стекло. В сумме в четырех машинах пытались провезти 3.500 пачек сигарет рыночной стоимостью более 10 тысяч евро.

Контрабанда сигарет — один из видов бизнеса жителей приграничных территорий.
Заместитель председателя комиссии Гродненского горисполкома по рассмотрению обращений граждан, начальник финансового отдела Петр Швец вспоминает, как к нему на прием пришла безработная с просьбой освободить ее от уплаты сбора на финансирование госрасходов. По ее словам выходило, что она — в бедственном положении: не за что жить и содержать семью. Но ответ на запрос показал — за прошедшие 5 лет дама 1.267 раз пересекала границу Беларуси на личном автомобиле:

— Случай не единичный. Приходил молодой человек, который рассказал комиссии о том, что вынужденно не работает, ухаживая за больными родителями. На поверку оказалось, что в 2015 — 2016 годах он выезжал за границу более 400 раз. Еще одна горожанка чуть ли не со слезами на глазах рассказывала о своем бедственном положении, а позже выяснилось, что буквально несколько месяцев назад она купила автомобиль в салоне за 16 тысяч долларов. Казалось бы: я сам лично видел человека, слышал, как он рассказывает, что экономит даже на самом необходимом. А тут пожалуйста...

Петр Швец не видит причин освобождать таких безработных от уплаты сбора. Тем более что львиная доля местного бюджета направляется на финансирование социальной сферы. Цифры говорят сами за себя. Расходная часть городской казны в 2017 году запланирована в сумме 265 миллионов рублей. 82 процента от этой суммы получат представители здравоохранения, культуры, образования, социального обеспечения, пассажирского транспорта и других сфер социального сектора. Благодаря этому спасаются жизни, растут и учатся дети, функционируют театры, а автобусы доходят даже до самых отдаленных деревень... Грубо говоря, налоги — это инвестиции, которые действительно работают. Внести свой, пусть небольшой вклад в хорошее дело, по мнению начальника городского финотдела, почетно и достойно уважения. Жаль, что это пока не все понимают.


czcz@onet.eu

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter