В БРСМ подвели предварительные итоги третьего трудового семестра-2015

Заработать в студотряде 20 миллионов

Второй секретарь БРСМ вместе с корреспондентом «СГ» подвели предварительные итоги третьего трудового семестра-2015

НЕЛЕГКИЙ хлеб бойца стройотряда Сергей КЛИШЕВИЧ, второй секретарь ЦК Белорусского республиканского союза молодежи, сам попробовал несколько лет назад. Участвовал в бригаде, которая помогала в отделке многоэтажки в столичном микрорайоне Каменная Горка. Связи со студотрядовским движением Сергей и сейчас не потерял: курирует сферу по долгу службы. В интервью корреспонденту «СГ» Сергей Клишевич рассказал, почему модно быть бойцом студотряда и сколько можно заработать в третьем трудовом семестре.

— Сергей, в одной из недавних дискуссий в конференц-зале «СГ» ваша коллега упомянула, что бойцы некоторых сельхозотрядов могут похвастаться зарплатой в 21 миллион рублей за семестр. Где такие деньги реально было получить этим летом?

— Конкретных адресов не назову. Но, действительно, есть организации, где за хорошую работу на зарплату студентам не скупятся. Заинтересованным советую обращаться в наши штабы трудовых дел. Там обязательно предложат варианты трудоустройства. Сам прошел студотрядовские университеты и знаю: величина заработка непрямую зависит от желания работать и от отношения к делу.

Амбиции той части молодежи, которая желает все и сразу, хочет зарабатывать большие деньги в том же отряде, лично меня не беспокоят. Наоборот, есть уверенность в том, что школьник-старшеклассник, студент ссуза или вуза лучше будет знать цену каждой копейке.

— А имеется калькуляция, сколько сможешь заработать и за какое время?

— Конечно. Когда работодатель предлагает место, он же и обрисовывает условия. Например, несовершеннолетний (им положено по закону трудиться не больше четырех часов в сутки) устраивается на работу и знает, что его вознаграждение — миллион рублей в месяц. Если прогулял, КТУ (коэффициент трудового участия), соответственно, меньше. Значит, на обещанный миллион не рассчитывай. Интересный момент мы заметили: ребята из провинции в сравнении со столичными лучше знают, на что потратят заработанную копейку, вплоть до рубля. Чего не скажешь о минчанах. Но и в том и в другом случае все зависит в первую очередь от финансового благополучия работодателя, от развития отрасли в целом.

— Наверняка как раз экономическая составляющая и формирует предложение рабочей силы третьего трудового семестра?

— Верно. Спрос на кадры влияет на формирование отрядов: как численно, так и по сфере деятельности. К примеру, в этом году в стране несколько снизились объемы и темпы строительства. Соответственно — минус три тысячи рабочих мест для бойцов студотрядов. Зато появились новые направления: медицинские и сервисные отряды. Первые — студенты-медики, они устраиваются на работу в медучреждения. Вторые заняты в сфере обслуживания: озеленители, официанты, проводники на железной дороге.

— А сельхозотряды популярны?

— Судите сами: из 3277 отрядов, объединивших 63,7 тысячи человек, 1361 отряд (на 28,5 тысячи человек) — это отряды сельскохозяйственной направленности. Для них еще третий трудовой семестр не закончен, можно работать до последних чисел октября. В этом году Министерство образования пошло на уступки и тем, кто хотел поучаствовать в студотряде, чтобы поработать в сентябре-октябре. Вузы разрешили свободные посещения в университетах и колледжах. У многих этот период совмещается с практикой.

— И все же, как вы лично считаете, сельхозотряды — это пережиток прошлого или мода?

— Сельхозотряд (впрочем, как и любой другой) — это возможность для молодого человека заработать реальные деньги. Им сопутствуют и другие радости студотрядовского движения: общение, совместный быт и выезд к месту работы, досуг. Отряд воспитывает человека в коллективе, дает шанс проявить себя как управленца. И это ни в коем случае не пережиток прошлого. Это новые возможности. На рынке труда человек, прошедший школу студотряда, будет более приспособленным к реалиям.

Некоторые студенты минувшим летом побывали в Подмосковье. Там работали как в составе сельхозотрядов, так и педагогических, сервисных. Ребята могут похвастаться зарплатой в 15 тысяч российских рублей в месяц. Это, по меркам трудящейся молодежи России, деньги приличные.

— Знаю, что на нашей Всебелорусской стройке в Островце работали россияне...

— Да, порядка 57 ребят плюс белорусов около 400 человек. Платили от 5 до 18 миллионов рублей в месяц: в зависимости от напряженности работы и частоты смен. С культурной программой стройотрядовцы побывали в Брестской крепости и на «Линии Сталина».

БРСМ — посредник между работодателем и соискателем. То есть при трудоустройстве студента строго отслеживаем, чтобы выполнялось несколько требований. К примеру, устройство по договору, официальная зарплата (кстати, с нее не взимается подоходный налог), техника безопасности и оснащение каждого индивидуальными средствами защиты и другое.

— Итоги третьего трудового семестра подведут в конце ноября на традиционном Республиканском слете студенческих отрядов. Чем же персонально вам запомнится кампания 2015-го?

— Увеличилась численность студотрядов, несмотря на то, что силы наши перераспределились с учетом запросов реального рынка труда. Мне импонирует, что потребность у молодежи в честно заработанных деньгах есть. Если бы не это стремление, никакие административные меры интерес не пробудят.

И еще такой момент: развивается идеология студотрядовского движения. Форма, символика, атрибутика... Это все задевает струны патриотизма в душе. В год 70-летия освобождения Беларуси мы начали патриотическую акцию — студотряды называть в честь Героев Советского Союза. В этом году работу продолжили. Причем ребята восстанавливали традиции своих отрядов по рассказам их бывших бойцов, как было, к примеру, в Полоцке. А в Ошмянах на строительстве АЭС один из отрядов нашел ветерана, к которому съездили, сами купили краску и обновили пенсионеру забор вокруг дома. Это дорогого стоит…

uskova@sb.by

Фото из личного архива Сергея КЛИШЕВИЧА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter