Заработаем сами

Большинство воспитанников Ошмянской школы-интерната — социальные сироты, поэтому тема семьи для них особенно трепетная
Директора интерната Владимира Бизюка мы нашли в кабинете физики. Скручивая разноцветные проводочки, он ремонтировал какой-то прибор.
— Почему сам? — повторил он мой вопрос. — Да я же физик по специальности, кому же, как не мне, эту работу делать?
Кроме того что Владимир Александрович — физик, он еще руководитель коллектива, а это тоже нелегкая специальность. Основное кредо руководителя — не ссылаться на нехватку средств, не просить у государства, а как можно больше делать своими руками. Потому, словно кладоискатель, искал в Ошмянах и собирал под свое крыло людей, которые не станут отбывать рабочее время от звонка до звонка, а смогут работать творчески. Теперь так он может сказать о многих из своих коллег. Оказалось, смастерил ее по собственным проектам воспитатель интерната Владислав Вишневский. Несколько лет назад он, увлекшись деревообработкой, оборудовал первый учебный класс. Понравилось и детям, и преподавателям. Оценили мастерство Вишневского и итальянцы, которые взяли шефство над школой. Теперь они снабжают Владислава Станиславовича лаками, красками, инструментом. Особого дорогостоящего оборудования здесь не надо — вся школьная мебель сделана с использованием ручного инструмента. И во взрослую жизнь ребята унесут знания и навыки, которые переняли от мастера.
В мастерскую к Вишневскому с охотой прибегают девчонки. Им мастер доверяет самую ответственную работу — наводить красоту. Они зачищают детали будущего изделия, подбирают лаки, краски, помогают проектировать новую мебель.
— У девчонок чувство прекрасного заложено самой природой, — считает воспитатель. И помогает этому чувству реализоваться.
Да и сам Владислав Станиславович это чувство реализует в школе, делая территорию ухоженной и красивой. Благодаря его стараниям у входа в корпус появился бассейн с расположенными по периметру скамеечками — хорошее место для отдыха.
В спальном корпусе пестрыми пятнышками “опустились” у кроватей коврики, сделанные своими руками. А в классе обслуживающего труда деловито стрекотали машинки. Сейчас девочки осваивают модную ныне технику вязания в стиле пэчворк и совершенно новую технику фриволите — вязание иглой. За советом обращаются не только к учителю обслуживающего труда Дануте Луцкой, но и к восьмикласснице Инессе Суходолец. Она в этом авангардном вязании — авторитет. Пэчворк принес девочке первое место в районной олимпиаде по трудовому обучению. Да и в областном конкурсе ее оригинальные работы отмечены призом. На уроках обслуживающего труда девочки учатся шить, вышивать, вязать и зарабатывают деньги — шьют рукавицы, коврики, спецодежду. В этом году уже продали своих изделий на 2 миллиона рублей.
— А всего в ушедшем году мы заработали свыше 90 миллионов рублей внебюджетных денег, — продолжает рассказ директор. — Кроме своих мастерских есть еще подсобное хозяйство, выращиваем бычков, свиней, кроликов, сдаем на мясокомбинат.
Жить интереснее, веселее и богаче этому учреждению помогает не только умение зарабатывать деньги, но и стремление многое для себя создавать своими руками. И вот он, результат столь рачительного хозяйствования. В школе-интернате отпраздновали новоселье. Новый корпус удивителен тем, что построен и меблирован благодаря совместным усилиям — средствам из областного бюджета, заработанным собственными силами и подаренным итальянскими и отечественными спонсорами.
А стены нового корпуса украшены знакомыми картинами окружающей природы. Неповторимо-мягкие и ностальгически-теплые ошмянские пейзажи — творения рук Владимира Бизюка. Этот физик с удивительно тонкой душой лирика умеет запечатлеть на полотне зыбкий, едва уловимый переход от ночи к начинающему розоветь рассвету. Или более заметный, но не менее трепетный переход от осени к зиме, или от первого робкого листочка к буйству весенней листвы.
На церемонии открытия нового корпуса для гостей пел удивительный коллектив — образцовый академический школьный хор. Через него за четыре с лишним десятка лет прошло не одно поколение интернатских детей — постепенно, от ступеньки к ступеньке поднимаясь от зрителей и “гудошников” до исполнителей “с именем”. Потому что школьный хор — отдельная страница в жизни Ошмянского интерната. И связана она с именем руководителя Ольги Емельяновой. Она — из тех творческих людей, которых собирает в школе Владимир Бизюк. Есть и еще одна причина, по которой на огонек школьного коллектива стремятся лишенные семьи дети. Ольга Петровна сама выросла в детдоме, и ей легче понять душу ребенка-сироты, легче заслужить его доверие. У нее своя, выстраданная и проверенная на практике теория “катарсиса” — духовного очищения песней.
Правда, ее послевоенное поколение гордилось своими родителями, погибшими на фронте. Большинство нынешних воспитанников интерната — социальные сироты. Тема семьи — особая тема в работе с такими подростками. В прошлом году Ольга Петровна подготовила специальный концерт, посвященный Году матери. Пригласили на него не только матерей, но и бабушек, и других родственников нынешних воспитанников — пусть посмотрят, какие талантливые подрастают у них дети. Может быть, хоть кто-то из взрослых всерьез задумается над простыми словами песен о материнской ласке.
Концерт этот был своеобразной репетицией. В декабре в филармонии прошел праздник хоровых детских коллективов с участием образцового академического школьного хора из Ошмянской школы-интерната.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter