
Не сметь командовать середняком
Леонид Заико, руководитель аналитического центра “Стратегия”:
Известная фраза Ленина в наши дни снова стала актуальной. Середняки — это не крестьяне (точнее, не только они), а средние и мелкие предприниматели. В нашей стране ими командуют. Причем все, не только те, кто имеет командирский голос. Но наши исследования показали, что вмешиваться в малый бизнес, помогать ему вообще не надо. Деловые люди сами стартуют с нуля, наращивают мускулы, зарабатывают на обороте, кооперируются со своими партнерами. Зачем брать кредиты под 50 процентов, если эффективнее найти партнеров? Кстати, не будем забывать, что деловые инициативы начинались с кооперативного движения. Опять призову Ильича в свидетели: именно он писал, что социализм есть строй цивилизованных кооператоров. Нынешние “ликвидаторы” Ленина с упоением заставляют бизнесменов ходить рядами стройно и в ногу.
Всякое вмешательство в экономику создает новые сигналы для хозяйственных субъектов. Подавать точные очень сложно, надо обладать информацией об издержках, спросе, предложении. И очень важно грамотно стимулировать институциональную среду. Одного этого хватит. А что у нас? Судите сами. На 1 декабря 2014 года в стране насчитывалось 145 362 юридических лица и 276 051 индивидуальный предприниматель, за исключением кооперативов, включая садовые и гаражные. Какие из них субъекты? Хотя как посмотреть. Роль гаражей у нас вообще не осмыслена, у американцев это — генератор инноваций. Вспомните хотя бы первый настольный компьютер. У нас громадные здания на площади Якуба Коласа были начинены сотнями инженеров, производивших большие ЭВМ. Ребята из американского гаража сделали их безработными.
Рынок будет только тогда, когда есть тысячи независимых субъектов. Они создают конкуренцию, развиваются, разоряются. В мире до 2/3 новых бизнесов получают негативный результат. Кстати, у нас цифры удивительно совпадают, только мы мешаем быстро закрыть неудачников. А это тоже теоретический нонсенс. Быстрый вход и выход с рынка — альфа экономической теории. Любой, не только либеральной. Остаются те, кто прорвался, сел на “реальную тему”.
Если хотите, то именно такие прорывы и будут в будущем хоронить инновации чиновников и иных сторонников государственного регулирования бизнеса. Идеям нужна свобода: быстро взять в аренду, недорого рассчитываться, никакой бухгалтерии. Уверен, что при доходах в тысячу долларов и ниже никаких налогов брать не надо. Можно оставить простую компьютерную регистрацию предпринимателя. Что называется, чтобы обозначил себя в информационных контурах.
Драть с них налоги — неперспективно. Люди сами себе создают доходы, потом они реализуются в покупке товаров (там и берем налоги), в том числе инвестиционных. Кстати, в нашей стране свыше 60 процентов техники для нового производства покупается за валюту. Как правило, на внешних рынках или у иностранных компаний, представленных на территории страны. И новому бизнесу нужны валюта, инвестиционные фонды, новые венчурные компании.
У нас есть еще драйв, люди бросаются в новые дела. К декабрю прошлого года было зарегистрировано 12 073 новых юридических лица и 46 868 индивидуальных предпринимателей. Эти цифры говорят о многом. Меньше всего индивидуальных предпринимателей появилось в Витебском регионе. А больше всего — в Минске.
Но плохо, что у нас процветает “бизнес зайцев”, много маленьких предприятий, а “слонов” пересчитаешь по пальцам. Если убрать юридическую зарегулированность, устранить барьеры для приватизации собственных арендованных площадей, ввести мораторий на новые правила, то ситуация может измениться. Говорю “может”, так как главное не это. Не законы и нормативные акты. И не те же регламенты, принятые в Таможенном союзе. Российский бизнес эти регламенты выполняет по желанию, а наших рубят в капусту. Хотя именно торговцы никакого отношения к регламентам не имеют. Их должны выдавать производители или оптовые базы.
Стране необходимы не столько суровые правила, сколько свобода хозяйственной деятельности. Другая сторона медали — ответственность. Лучше пусть рискуют за свои. В мобильном и устойчивом бизнесе все на виду. Если он крутится как волчок — есть прирост общественного богатства. Когда его тормозят — становится угрюмым волком.
У всякой свободы должны быть границы
Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ:
Обеспечение безопасности товаров и услуг является одним из приоритетов экономической политики. И этому есть немало причин. Покупая различные импортные товары, люди, как правило, руководствуются красивым внешним видом и приемлемой ценой, редко задумываясь о том, насколько обновка безопасна для здоровья. Однако многие современные товары производятся с использованием большого количества токсичных химикатов и поэтому часто выпускаются в странах, где не только дешевая рабочая сила, но и низкий уровень контроля за состоянием производства и самих изделий. При изготовлении тканей используют ядовитые красители, обрабатывают их каустической содой и кислотой, чтобы лучше впиталась краска. За коммерческие успехи зарубежных бизнесменов можно заплатить потерей здоровья и поэтому вопросам безопасности во всех развитых странах уделяется все возрастающее внимание.
В непродовольственных товарах доля импорта у нас почти 50 процентов, что уже является потенциальной угрозой экономическому суверенитету. Если государство не будет принимать действенных мер по контролю за ввозом ширпотреба, то плачевные результаты проявятся очень быстро. Вначале потерей рабочих мест в легкой промышленности, затем сокращением занятости по всей цепочке — от производства тканей и красителей до образования. Не будет радости и у торговцев “заморским” ширпотребом. Потерявшим работу покупателям его будет просто не за что приобретать.
Поэтому все ответственные правительства строго контролируют импорт в своих странах. В целом его объем не должен превышать 15—20 процентов. Иными словами, если есть собственные производства, то количество “кормящихся” от них должно превышать количество “кормящихся” от торговли импортом. В противном случае импорт быстро “сожрет” любую экономику.
Конечно, любой торговец мечтает, чтобы для его бизнеса не было никаких барьеров, контролеров и конкуренты рядом не вились. Но сегодня в мире перепроизводство товаров, следствием чего стали нескончаемые кризисы и необходимость государственных мер по сохранению рабочих мест на всех уровнях. Ускоренное формирование Таможенного союза — это не только интеграция экономик, но и инструмент защиты от наплыва дешевого импорта. Даже само понятие “свободная торговля” в современных условиях нужно брать в кавычки. Как только какой-либо стране угрожает потеря рабочих мест, то вводятся протекционистские меры. И чем быстрее и решительнее, тем лучше. Это в общих интересах. Ведь сегодня в большей степени конкурируют не отдельные предприятия, а государства со всей своей мощью.
Экономика является базисом стабильности, и методы управления ею нуждаются в постоянной корректировке. Особенно в части соотношения экспорта и импорта, поиска точек роста и задействования факторов развития. Малый торговый бизнес, став инструментом самозанятости населения в трудные периоды, не может быть столь же эффективным в новой экономике знаний. Государство понимает и учитывает проблемы мелкооптовой и розничной торговли, но логика развития хозяйственной жизни страны требует кооперации предпринимателей между собой и встраивания их в цепочки производства и сбыта продукции наших предприятий. Пришло время поработать не только на себя, но и на страну. Придется определяться, и государство в очередной раз выделило для этого время. Слово за бизнесом.
Жизнь показывает, что прошлые теории свободного рынка уже не могут служить инструментом управления экономикой. Все усложнилось и очень быстро меняется под воздействием многих факторов. Развитие и конкуренция замечательны, но для этого нужна стабильность. Только в стабильной обстановке можно вести модернизацию и внедрять инновации, а людям строить планы на будущее: брать кредиты на открытие бизнеса, возводить дома, создавать семьи. Уместна критика, что не всегда выделяемые предприятиям деньги расходуются эффективно. Но нельзя упрекнуть власть в том, что она не реализовала запрос общества на стабильность в полной мере, не обеспечила оптимальный баланс между государством и рынком. В этом наше преимущество и базис для перехода на новый этап развития.