Сцена из спектакля «Как стать богатым» Русского театра.
В Русском театре имени Горького — «Четвертая планета». Спектакль длинный, трехчасовой, и многословный. Занята добрая половина труппы, 29 действующих лиц. Космонавты. Санитары психбольницы, американский сенатор и девушка легкого поведения. Управдом, милиционер, колхозница, ветеран, продавщица, любовница. Жители города и другие персонажи. Практически со сцены не исчезает алкоголь. Пьют с горя, радости и просто так.
Главный алкоголик Коля, который сбежал из психбольницы, быстро становится директором ресторана и чуть ли не главным философом. Управдом демонстрирует худшие черты руководителя далекого прошлого, потом вспоминает, что не успел жениться, и мгновенно находит подходящий объект на свои 28 квадратных метров жилплощади. Драки. Примирения. Совершенно запутанный сюжет. Разместить 29 артистов на сцене не так-то легко. Решение простое: они выходят лицом к зрителям и говорят текст, не забывая о том, что по возможности надо публику хоть чем-нибудь рассмешить. И она смеется. Это, конечно, смешно. Но, думаю, не тот смех, который программировали создатели спектакля. Возможно, образец театра абсурда. Действительно, все смешалось в одном флаконе: фантастика, детектив, мелодрама, хотя жанр определен театром как лирическая комедия. Ну что ж, будем привыкать.
Вторая премьера этого театра на закрытие сезона «Как стать богатым» — снова комедия. На этот раз авантюрная. Она хотя бы порадовала несколькими отличными актерскими работами. Это Владимир Глотов в роли французского художника, который почти не покидает сцену на протяжении всего длинного спектакля. Интересная работа у Андрея Захаревича, который редко появляется в других спектаклях. Лихие эпизоды у Виктории Ковальчик и Виталины Бидюк.
Из Франции Русского театра можно переместиться в Англию Молодежного театра, там давали «Английскую рулетку». Когда-то эту пьесу «Миллион по контракту» ставили в Купаловском под названием «Условия диктует женщина». Ставили для своих звезд — Лилии Давидович и Геннадия Гарбука. Молодежный тоже решил порадовать свою лучшую актерскую пару: Наталью Онищенко и Евгения Ивковича. И даже пообещали, что захватывающий сюжет, придуманный Эриком Элисом и Роджером Риисом, будет театральным праздником, точнее «романтическим триллером».
В Молодежном театре вообще любят спектакли из чужой жизни. Их охотно смотрят женщины среднего возраста, которые регулярно заполняют зал. Где еще поиграть звездам, как не в пьесах, рассчитанных на успех у публики? Эксперимент или немодная классика могут быть (и так случается чаще всего) плохо приняты зрительным залом, который не хочет расшифровывать современные ребусы.
Названная английская пьеса не принесла успех хорошим актерам ни в прошлом (у купаловцев), ни в настоящем (Молодежный театр). Не стала событием и последняя премьера театра имени Янки Купалы «Толерантность». Там опять чужая жизнь. Знаковый признак хороших артистов — никогда не участвовать в том, во что не веришь, выдавать перлы мастерства переживания или ироничного отстранения. Голова внимательная. Тело чуткое. Мудрое сотворчество с драматургом и режиссером. Работа с реальными вещами в реальном пространстве, добиваясь подлинного общения с залом, когда зритель будет после спектакля думать и вспоминать. Это так не похоже на популярное уличное интервью мобильных рекламодателей на телевидении:
— Что для вас безлимитище?
— Можно вообще не думать.
Кто-то и правда не хочет вообще думать. Грустно, если театры станут соответствовать подобным ожиданиям.
Большой радостью для всех — эстетов и рядовых зрителей стала в этом сезоне постановка «Радзіва «Прудок» Купаловского театра.
Серьезную белорусскую пьесу Виталия Королева в РТБД усиленно рекламировали как реалити-шоу, спектакль-интерактив с участием зрителей и соцопросами. После многообещающей заявки о том, что это «история о белорусской мечте — для тех, кто летом едет на хутор, а не на дачу», стало понятно: это о нас сегодняшних. Но премьера «БелДрымШоу» в РТБД не состоялась по непонятным причинам. Сезон закрылся другим спектаклем, проверенным на публике.Рецепт прошедшего театрального сезона прост. Пьеса о французской, английской, американской жизни, и вообще страна неизвестна, как неизвестно время действия. Режиссер любой, только чтобы подешевле и не слишком мудрил. Актеры должны быть молоды и очень красивы. Жанр желательно легкий, конечно же, комедия. Отдохнул в театре, сфотографировался на фоне красивых интерьеров. И никаких там глубоких высказываний о жизни, с которыми хочется спорить или соглашаться. Эстетическое удовольствие для эстетов. А сколько их у нас? Раз-два и обчелся. Кто-то из великих сказал: «Конструированный элемент театра — не критика, а публика». Соглашусь с этим не полностью. Все-таки в этом сезоне была большая радость для всех — эстетов и рядовых зрителей. Была победа ведущего театра страны — Купаловского. Это — «Радзіва «Прудок» молодой талантливой команды, о чем «Р» уже писала. Там объединились и комедия, и космос, и малая родина, и блестящая игра актеров, и дебют режиссера. Единомышленников у «Прудка» много. Там и высказывание, и современная тема, и удовольствие, и много юмора. Побольше бы таких спектаклей.
Татьяна ОРЛОВА.